Как молиться о детях и воинстве? Молитвенное благословение семьи

Мария Захарова
Ольга Каменева

Молитва издревле считалась одним из главных элементов православного уклада семьи. Молились соборно и индивидуально, утром и вечером, перед началом учебы и всякого дела, в радости и горести и, конечно же, в моменты испытаний: материнская молитва со дна морского достает.

«Один слаб, другой его поддерживает»

Маршал Василий Иванович Чуйков.jpgРукописную молитву матери Маршал Советского Союза Чуйков, некогда руководившей 62-й армией, отстоявшей Сталинград, так и хранил всю жизнь в своем военном билете 

Всю Великую Отечественную войну молилась о своих сыновьях в тульском поселке Серебряные пруды староста Никольской церкви Елизавета Федоровна Чуйкова, мать командующего 62-й армией Василия Ивановича Чуйкова. После Победы восемь ее сыновей встретились в родном доме живые и невредимые.

Мать будущего русского старца архимандрита Кирилла (Павлова) Прасковья Васильевна Павлова, не отличаясь крепким здоровьем, ежедневно делала сотни поклонов за своего сына-фронтовика – солдата Ивана Павлова.

Елизавета Федоровна Чуйкова с внучкой.jpgЕлизавета Федоровна Чуйкова с внучкой

Молились и сами воины – на передовой неверующих не бывает. И хорошо, если опыт молитвы человек получал с детства.

Преподобный Паисий, также прошедший войну, вспоминал, что к молитве его в детстве приучила его мать Евлампия. Когда дети шалили, она начинала творить молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», — как бы не замечая происходящего, отчего у проказников пробуждалась совесть — они старались исправиться. Женщина молилась, замешивая тесто, сажая хлеб в печь, — так она освящалась сама, освящала пищу, которую готовила, и тех, кто ее вкушал.

Обращение к Богу, молитва в семье (соборная и индивидуальная) позволяют избегать ссор, преодолевать искушения, умирять враждующих. Православные подвижники внимательно следят за тем, чтобы никто в семье не произносил «черных» или нецензурных слов или их сокращений. Мат с духовной точки зрения есть антимолитва: одним из предназначений этих слов в магических обрядах славянских народов было наведение порчи на врага, проклятие его рода[1].

Общую молитву, по мнению отца Глеба Каледы, лучше всего вводить в семье с самых первых дней супружеской жизни: «Потом наладить ее будет много труднее, ибо общая молитва легче зарождается при полной любовной раскрытости душ навстречу друг другу, когда совместно ищутся новые формы жизни и быта, — пока до рождения детей возможен общий суточный круг жизни»[2].

Более опытный в молитвенном делании супруг должен стать опорой для неопытного: «Один слаб, другой его поддерживает»[3].

Семья за столом.jpgОснова молитвенной жизни в семье — молитва перед трапезой, утреннее и вечернее правило 

И здесь — несмотря на существующие предписания — возможно определенное творчество. Сын протоиерея Валерина Кречетова — протоиерей Феодор Кречетов, настоятель храма во имя Святого великомученика Георгия в Грузинах (Москва), вспоминает: на каждое время суток в родительском доме были приняты определенные молитвы: «Утром, перед трапезой молились: «Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения». В обед читали «Отче наш». Перед ужином: «Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века» (Пс. 21:27). Вечером «ядят убозии» — значит, не надо наедаться на ночь.

— А если между трапезами ешь? — спрашивали мы.

— Тогда читай «Пресвятая Троица…» — там есть как раз посредине такие слова: «…Прости нам беззакония наша». Просим у Господа прощения, что мы опять сели за стол»[4].

Ежедневная общая молитва семьи при некотором напряжении душевных и телесных сил призвана быть радостной и доступной для каждого: младшие дети, прочитав ключевые молитвы утреннего или вечернего правила — «Отче наш», «Трисвятое» и др., могут заняться своими делами.

Уже в младенчестве православные дети получают первый опыт молитвы как разговора с Богом. Об этом пишет православный педагог русского зарубежья С.С. Куломзина: «В каком-то смысле молиться учат так же, как учат говорить… Сначала ребенок молится с другими, приобретает привычку ежедневно молиться, а затем молитва может стать живым опытом»[5].

Часто маленьких детей учат молитве «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь», которую произносят при крестном знамении. Молитва эта соединена с действием, которое малышам кажется игрой; она коротка и полна смысла, который ребенку надо объяснить, когда он подрастет.

Протоиерей Валериан Кречетов рассказывает о том, что в пять лет его дети знали молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного», — и читали ее в случае детских потасовок.

 «Время молитвы, каким бы оно ни было непродолжительным, должно протекать в неторопливом, спокойном общении родителей и ребенка»[6], — пишет С.С. Куломзина.

В дни трудностей и печали, радости и успеха, именин и дней рождений, кроме обычных молитвословий в общее семейное правило включаются особые молитвы — о здравии и упокоении. Благочестивые семьи более прилежно молятся во время постов: добавляют земные поклоны, подключают молитву Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего»…

И совершенно необходима молитва в моменты испытаний — молитвенный подвиг за ребенка обычно берет на себя кто-то из родителей или оба — отец и мать (меру подвига согласуют с духовником); читают Евангелие, Псалтирь, акафисты, молитвы по соглашению, делают земные поклоны. Иногда к молитвенному правилу добавляется подвиг поста по определенным дням или в отношении определенных продуктов (в первую очередь мяса). 


«Детей следует носить на раменах родительской молитвы»[7], — пишет протоиерей Глеб Каледа.

Полезно иметь общие семейные помянники (о здравии и упокоении), записав в него духовника, родных, близких, благотворителей и др. — здравствующих и почивших.

Общая молитва супругов или всей семьи не отменяет индивидуальной молитвы каждого в течение дня и частых кратких воздыханий к Богу (например, «Господи, помилуй!»). Кроме того, семья не должна замыкаться в молитвах о самой себе, своих детях, близких: сегодня как никогда важно помолиться об Отечестве, о всей Церкви, о ее предстоятелях, а по слову Спасителя — необходимо молиться и о врагах. 

Молитвы о воинстве

Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) во время военного переворота  в Тбилиси в 90-е годы прошлого века давал своим духовным чадам особое правило для охранения от опасностей. Он советовал утром, выходя из дома, прочитать 26, 50 и 90 псалмы, а между ними, в начале и в конце по одной молитве «Богородице Дево, радуйся».

Молившиеся так свидетельствуют: «Кто это исполнял, был сохранен сам со всем своим домом».

Псалом 90 «Живый в помощи Вышняго» всегда переписывали и давали с собою воинам на фронт. Поясами с этой молитвой бойцы опоясывались перед сражениями, повязывали себе повязки с молитвой на лоб, подшивали в одежду, наклеивали в каски.

Псалом 90 

ts112-poyas.jpgЖивый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Молитва Животворящему Кресту Господню

Копия bp.jpg

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшаго си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

Молитва ко Пресвятой Богородице перед иконою «Казанская»

3-17.jpeg

О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице! Со стра́хом, ве́рою и любо́вию пред честно́ю (и чудотво́рною) ико́ною Твое́ю припа́дающе, мо́лим Тя: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́. Умоли́, милосе́рдая Ма́ти, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т ми́рну страну́ на́шу, Це́рковь Свою́ Святу́ю непоколеби́му да соблюде́т и от неве́рия, ересе́й и раско́ла да изба́вит. Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во: Ты еси́ всеси́льная христиа́н Помо́щница и Засту́пница. Изба́ви же и всех, с ве́рою Тебе́ моля́щихся, от паде́ний грехо́вных, от наве́та злых челове́к, от вся́ких искуше́ний, скорбе́й, боле́зней, бед и от внеза́пныя сме́рти. Да́руй нам дух сокруше́ния, смире́ние се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ние грехо́вныя жи́зни и оставле́ние прегреше́ний, да вси, благода́рне воспева́юще вели́чия и ми́лости Твоя́, явля́емыя над на́ми зде на земли́, сподо́бимся и Небе́снаго Ца́рствия, и та́мо со все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Кондак Взбранной Воеводе

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́ Богоро́дице: но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: Ра́дуйся Неве́сто Неневе́стная. 

Молитва родителей о сыновьях на фронте

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери услыши мя, недостойную рабу [или раба] (имя). Господи, в милостивой власти Твоей чада моя [или чадо мое], рабы Твоя (имена), помилуй и спаси их, Имени Твоего ради.

Господи, прости им все согрешения вольные и невольные, совершенные ими пред Тобою. Господи, настави их на истинный путь Твоих заповедей, и разум просвети светом Христовым во спасение души и исцеление тела.

Господи, благослови их службу в армии, на суше, воздухе и в море, в пути, летании и плавании и на каждом месте Твоего владычества.

Господи, сохрани их силою Честного и Животворящего Креста Твоего под кровом Твоим святым от летящей пули, стрелы, меча, огня, от смертоносной раны, водного потопления и напрасной смерти.

Господи, огради их от всяких видимых и невидимых врагов, от всякой беды, зол, несчастий, предательства и плена.

Господи, исцели их от всякой болезни и раны, от всякия скверны и облегчи их душевные страдания.

Господи, даруй им благодать Духа Твоего Святаго на многие годы жизни, здравия и целомудрия во всяком благочестии и любви в мире и единодушии с окружающими их начальствующими, ближними и дальними людьми.

Господи, умножь и укрепи им умственные способности и телесные силы, здравы и благополучны возврати их в родительский дом.

Всеблагий Господи, даруй мне, недостойной и грешной рабе Твоей (имя), родительское благословение на чад моих (имена) в настоящее время утра, дня, ночи, ибо Царствие Твое вечно, всесильно и всемогущественно. Аминь.   

Другие молитвы можно найти в «Молитвослове православного воина».



[1] Митрофан (Баданин), еп. Правда о русском мате. — Симферополь: Издательство Шпатакова «Родное слово», 2015. С. 12.
[2] Каледа Глеб, прот. Домашняя церковь. Указ. соч. С. 42.
[3] Там же. С. 44.
[4] Живое преемство Церкви. К 50-летию священства протоиерея Валериана Кречетова. — М.: Покровский сад, 2019. С. 66.
[5] Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. URL: http://azbyka.ru/deti/nasha-tserkov-i-nashi-deti-kulomzina-s-s (дата обращения: 17.08.2019).
[6] Там же.
[7] Каледа Глеб, прот. Домашняя церковь. Указ. соч. С. 209.