Крестный ход – это сила православного народа. Памяти митрополита Амфилохия

Сегодня, 30 октября, день памяти выдающегося архипастыря наших дней – митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (Радовича; 1938-2020). Ученик преподобного Иустина (Поповича) он сумел поднять народ Черногории на противостояние безбожному режиму и многотысячными крестными ходами и молебнами по всей стране отстоять свои святыни.

Ольга Орлова
Орлова Ольга

Это потрясающая победа сплоченных православных над тлетворным влиянием Запада, желавшего рассорить Черногорию с Сербией так же, как Украину с Россией. Там этим провокаторам ничего не удалось. Нам есть чему у нашего братского сербского народа поучиться.

Победа силой Креста

Митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий (Мичович):

Митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий (Мичович) .png Митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий (Мичович)

– Враг всю жизнь преследовал владыку Амфилохия, особенно после его епископской хиротонии. Одно из самых серьезных искушений пришлось уже на последние годы жизни этого закаленного воина Христова. Власть приняла закон об отчуждении церковного имущества. Черногорию создавали наши великие святые и поэтому безбожным властям было не одолеть черногорский народ. Черногория – это сербская земля. Здесь родился святой Стефан Неманич – первый король всех сербских земель.

Сама Черногория всегда себя определяла как сербская земля – об этом шла речь и на Берлинском конгрессе (1878 г.). Это просто власть захотела разделить единую сербскую нацию и навязать новую идентичность на основе противопоставления черногорцев сербам, – так как и украинцев противопоставляют русским. Это абсурд.

Таким образом это был бы удар по нашей исторической памяти, по культурной традиции, в итоге по Православию.

Наши предки всегда, еще со времен косовских витязей, бились: за крест честной и золотую свободу! А это по смыслу и по духу близко российским: за веру, царя и Отечество!

Мотив защиты нашей идентичности тот же самый.

Вы видели, каковы были наши крестные ходы в Черногории – во главе с владыкой Амфилохием? Это был совершенно особенный вид мирного молитвенного сопротивления, который в корне отличался от политических демонстраций – как это происходит сейчас, когда эти неорганизованные массовые протесты создают хаос, люди что-то кричат, начинают крушить все на своем пути, сжигать покрышки. Это даже по духу нечто совершенно другое.

Мы бы и не стали выходить на улицу. Но поскольку закон был принят, и нас просто поставили перед фактом, нам ничего не оставалось, как подняться всем сообща и отстоять свои святыни. Потому как их переписывали в пользу какой-то псевдоцерковной организации. Мы вынуждены были восстать против государственного террора, направленного на нашу Православную Церковь.

Да, мы проявили сопротивление, но не как некая оппозиционная партия, поскольку Церкви неприлично такое поведение. Перед нами действительно вставал вопрос: как же нам проявить себя? Тогда уже повсюду формировались такие небольшие группы, которые пытались как-то выразить свой протест. Но сам по себе протест имеет отрицательный заряд.

Блаженно почивший митрополит Амфилохий собрал всех людей на молитву, именно таким образом предлагая проявить свое несогласие с тем злом, которое на нас надвигалось.

В отличие от просто протестов, такие молитвенные шествия и стояния уже несли какой-то позитивный настрой, объединяли всех в обращенности к Богу, а не просто в противодействии властям.

Так и возникло это удивительное движение крестных ходов ни на что другое не похожее. Так мы выразили свою позицию, наши выступление было молитвенными, всё это имело глубокий религиозный смысл, многих приблизило к Церкви.

Крестные ходы в Черногории Мы хорошо знали, что нам говорить, потому что боролись против неправды.

Но чего мы боялись? Того, что власть введет экстремистов в наши ряды. Мы опасались всякого рода провокаторов, которые бы нападали на полицию, били бы витрины, творили насилие, призывали бы к свержению власти и делали всё, чтобы скомпрометировать наши крестные ходы. А власть тогда чувствовала бы себя не то, что вправе, а даже обязанной пресечь подобного рода выпады.

Мы были далеки от всякого вида насилия. При этом мы были готовы умереть за наши святыни.

Повторяю, мы не хотели физического конфликта со властью – многие и среди власть предержащих – это наши братья, сродники, поэтому мы были против братоубийственной бойни.

Сами мы были безоружны, но имели в себе Христа Победителя. А поэтому не сомневались в победе, сражаясь за нашу веру и за святыни нашей Церкви, за право обладать нашим наследием как достоянием наших отцов, наших святых отцов. Наш народ поддержал нас очень храбро, решительно, – шел с нами до самого конца. «Мы идем до победы Христовой», – как часто повторял митрополит Амфилохий.

И режим в нашей стране сменился. И эта политическая победа стала отблеском той духовной победы, что была одержана всем народом, поднявшимся на крестные ходы.

Враг воюет против православных

Епископ Пакрацко-Славонский Йован (Чулибрк):

Епископ Пакрацко-Славонский Йован (Чулибрк).jpg Епископ Пакрацко-Славонский Йован (Чулибрк)

– Владыка Амфилохий навсегда останется в нашей священной истории. Я расскажу о двух случаях, которые, думаю, представят митрополита Амфилохия как вселенского человека. Митрополит Амфилохий пришел в Цетин, осмотрелся и столкнулся с пребывающим там злом. На него тогда сразу после его епископской хиротонии натравливали каких-то нацистов-неофашистов, которые, устраивая беспорядки с пролитием крови, провокативно намеревались обвинить в этом новоприбывшего епископа. Помня слова Священного Писания: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!» (Мф. 23:37), владыка Амфилохий был хорошо знаком с той злобой, что восставала на него всюду, где бы он ни оказывался. Мы вместе с ним видели последствия бомбежек НАТО в 1999 году. Фрагменты человеческих тел… Сколько детей тогда погибло! Владыка сам своими руками собирал останки растерзанных сербов в Косово. Отпевал их, молился за них.

Ему не надо было объяснять, что такое зло. Он видел всё это воочию.

Однажды, находясь в Цетинском монастыре, он вызывает меня, достает книгу из своей библиотеки и, протягивая ее мне, говорит: «Это надо перевести». Смотрю, книга академика Игоря Шафаревича, знаменитого русского математика и историософа. Благодаря ему кирилличная буква впервые вошла в сферу изучение математики. Книга называлась «Социализм как явление мировой истории». Владыка Амфилохий прокомментировал, видя мое удивление, что это самая совершенная книга о зле. А противника, как говорят в России, надо знать в лицо. Таким образом, я стал главным редактором собрания книг Игоря Шафаревича на сербском языке. Мы перевели эту книгу, потом еще некоторые. И вот в какой-то из дней на пороге Черногорской митрополии оказался сам Игорь Ростиславович. В беседе с нами он пояснил, что эта первая из переведенных нами книга – взгляд на историю всех движений, которые силою пытались преобразовать род человеческий. Обычно начиналось все с «благих намерений» или, по крайней мере, прикрывалось ими, но после сущность зла все равно обнажалась в своей чудовищной изнанке.

Он сказал тогда, а это было время войн в бывшей Югославии: «Те, кто сейчас стоит во главе Запада (президентом США был Билл Клинтон, премьер-министром Великобритании Тони Блэр, хотя и их нынешние преемники таковы же) – это нелюди, как и те, что в России в начале XX века устроили революцию».

Бомбежки Белграда, 1999 г..jpg Бомбежки Белграда, 1999 г.

С владыкой Амфилохием они были очень близки. Академик Шафаревич нам сказал, что в его семье бытует предание, что они имеют сербские корни. А еще посетовал: «Мы, русские, по итогам XX века слишком легко смирились с тем, что за пределами России остаются миллионы наших родственников, соотечественников». И добавил: «А вы здесь в Хорватии и Боснии боретесь за каждого человека. Создание Сербской республики в составе Боснии и Герцеговины Боснии – это знак для России». Мы только сегодня понимаем его слова.

Другой случай более забавный. Однажды я зашел в резиденцию владыки Амфилохия и застал там взволнованным его секретаря, отца Савву.

– Какие-то кинорежиссеры непонятно откуда собираются снимать какой-то фильм возле одного из наших разрушенных храмов. Я это запретил, но они снова написали, так еще и требуют встречу с митрополитом! Я этого не позволю.

– Дай-ка мне это письмо, – говорю.

Тот протягивает. Я посмотрел, кто пишет, прошу:

– Отец Савва, давайте организуем эту встречу завтра в 11 часов.

Джереми Айронс.jpgДжереми Айронс

На следующий день из машины в Цетинском монастыре вышел один из самых известных актеров нашего времени Джереми Айронс. У меня было благословение быть переводчиком на этой встрече – два человека поговорили по душам.

Несколько лет тому назад я читал интервью с этим актером, где он сказал, что личная встреча с митрополитом Амфилохием – одно из самых значимых событий всей его жизни. Он даже разрыдался на плече владыки в конце их разговора.

Владыка Амфилохий был из тех, рядом с кем хотелось каяться.

Нужно в это напряженное время хранить любовь хотя бы между православными

Протоиерей Владимир Воробьев.png Протоиерей Владимир Воробьев

Протоиерей Владимир Воробьев, президент ПСТГУ:

– В свое время я посещал митрополита Амфилохия в Черногории. Мы говорили о наших народах. Любое беззаконие оборачивается скорбью. Сколько у нас в стране абортов совершается. Сколько после революции прошлого века грабили храмов. Сколько было насилия в тюрьмах, лагерях. Сколько расстреляно епископов и священников, монахов. Это грехи, которые вопиют к Небу об отмщении. Смертоубийства порождают смертоубийства. Нельзя совершать миллионы абортов и надеяться на «тихое и мирное житие».

Господь попускает испытания. Сейчас весь Запад стремится, даже неся сам потери, обескровить Россию, подорвать нашу экономику. Подстраивают всё так, чтобы украинцы и русские как можно больше убивали друг друга. Откуда взялась вся эта ненависть? Еще недавно Украина была для нас родной окраиной. Мы часто туда ездили, и общение было родственным. Да и у каждого из нас в роду есть украинская кровь, как и у украинцев – русская. Мы единый народ. Вместе молились. Всегда друг другу помогали.

Что случилось? Нечто дьявольское подмешано тут. Нас хотят разделить, столкнуть, чтобы мы друг друга возненавидели. Некоторые так и говорят и с той стороны, и с нашей, что надо как можно больше убить…

Зачем же взращивать эту злобу? Злом зло победить нельзя; его можно победить только любовью. Самое главное для нас сегодня – молиться, каяться в грехах. Сказано же в Евангелии: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44).

В нашем университете уже не в первый раз возникает такая коллизия. Ранее между Россией и Грузией были прерваны дипломатические отношения, даже самолеты не летали. Наш университет продолжал и тогда поддерживать с православными Грузии самые теплые отношения. И мы все также ездили в Грузию, хотя прямые рейсы и были в то время отменены. И сейчас, когда те же самые силы, что разжигают конфликт и на Украине, стремятся настроить Грузию против России, мы все равно общаемся с нашими братьями и сестрами – христианами Грузии.

Владыка Амфилохий и представитель следующего поколения христиан Черногории.jpg Владыка Амфилохий и представитель следующего поколения христиан Черногории

Нужно в это напряженное время хранить любовь хотя бы между православными. Хотя бы пусть наши православные Церкви сохраняют общение – Русская, Украинская, Сербская, Грузинская. Не надо поддаваться на провокации. Мы все понимаем, под каким давлением сейчас оказалась Сербия — маленькая, всегда прорусски настроенная страна в центре ощетинившейся сейчас на нас Европы. Мы все это видим, понимаем, переживаем, сочувствуем сербам, – точно также, как и они нам. Нет больше другого такого народа в Европе, который бы с такой любовью относился к русским. Сербы – наши ближайшие братья и сестры.

Владыка Амфилохий (Радович) Митрополит Амфилохий часто напоминал слова своего предшественника по Черногорской кафедре святого Петра Цетинского из его завещания: «Да будет проклят и тот, кто бы покусился отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России, и всякому, кто бы из вас, черногорцев, пошел против единоплеменной и единоверной нам России, дай Бог чтобы у него у живого отпало мясо от костей и не было бы ему добра в этой жизни и в будущей». Мы, кстати, подготовили нашим сербским гостям подарок – написали службу святому Петру Цетинскому. Наши святые, подвижники – такие, как святой Петр, митрополит Амфилохий – объединяют нас.

Записала Ольга Орлова