«Лазарь! Иди вон». Хорошо быть другом Господа

Сегодня Святая Православная Церковь вспоминает воскрешение Господом Иисусом Лазаря Четверодневного, друга Божия. Недавно мы публиковали отрывок из книги преподобного Силуана Афонского о том, как Христос явился подвижнику, переживавшему, спасутся ли люди в миру, и сказал: «Я спасу всех, кто сам этого захочет, а вы будете моими друзьями». И вот ныне как раз отмечаем память друга Иисусова. Каково это – быть другом Господа? – рассказывает духовник Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич).

В Евангелии от Иоанна (5:25, 28, 29) Господь Иисус говорит о том, что уже начинают сбываться слова пророка Исаии: «Воскреснут мертвии, и восстанут иже во гробех» (Ис. 26:19).  Вначале Он говорит – «наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия, и услышавши оживут». Эти слова относятся к пребывающим на земле, во плоти, но мертвым душою, к тем, чьи погибшие души Сын Божий пришел взыскать (Мф. 18:11).

И затем Господь продолжает: «наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия» и «изыдут в воскресение»… Эти слова уже относятся к мертвецам в прямом смысле, что нам обычно представляется, в высшей степени, невероятным.

Уже в древней Иудее были люди, которые, несмотря на учение ветхозаветных пророков, не верили в воскресение мертвых. Эти ветхозаветные неверующие материалисты составляли партию так называемых саддукеев.

Тем более мы, вышедшие из материалистического Советского Союза, несем в себе эту неосаддукейскую закваску…

Создатель.png
Создатель

Нам всем недостает веры во всемогущество Создателя всего мира, всей целокупности  его видимых и невидимых, ощутимых и неощутимых для человека областей, в их бесконечной и неохватной для человеческой науки грандиозности; «яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася…» (Пс. 32:9). И сказал Бог: «Да будет…», «и стало…».

И как вочеловечившийся Господь при жизни Своей на земле воскрешал умершие души пребывавших во плоти Своих современников, так же Он воскрешал и умерших телесно, к которым властно взывал: «талифа, куми!» или «Лазаре, гряди вон!», «уверяя», таким образом, «общее воскресение», как сказано в тропаре сегодняшнему празднику, то есть делом доказывая возможность воскресения мертвых…

И в случае воскрешения Лазаря это было сделано по отношению к уже разлагающемуся и смердящему трупу, то есть речь шла не о «клинической смерти», как это можно было бы предположить, например, в случае с дочерью начальника синагоги.

Более того, эта власть воскрешать мертвых также дана Его последователям, которые обретают единство с Богом по слову Спасителя: «да будут они в нас едино, как Ты, Отче во Мне и Я в Тебе, так да будут они в Нас воедино» (Ин. 17:21). И становятся наследниками Отца Небесного, сонаследниками Спасителя. «Дела, которые Я творю, и той сотворит. И больше сих сотворит» (Ин. 14:12). Эту власть демонстрировали уже апостолы. Так Петр воскресил Тавифу, Павел вернул к жизни юношу, упавшего с третьего жилья (этажа). И затем уже последователи апостолов, святые праведники со властью повелевали умершим возвращаться в свои бездыханные тела, например для того, чтобы сказать, куда они положили взятое взаймы золото или указать на подлинного убийцу, чтобы не был казнен невиновный, которого оклеветали…

Разве есть невозможное для Всемогущего Бога? Разве не властен Создатель Вселенной, и видимого, и невидимого мира, Своим Властным Гласом воззвать из созданного Им невидимого мира к материализации и жизни в созданном Им же видимом мире души тех, чьи тела уже давно превратились в земную персть, пыль или разложились на элементарные частицы, перешли в форму волн эфира…

Вот сегодняшнее Богослужение посвящено как раз воскрешению Лазаря Четверодневного, который умер и, уже четыре дня пребывая во гробе, услышал глас Сына Божия: «Лазаре, гряди вон!» и, услышавши, восстал и вышел из гроба…

Как повествуется в сегодняшнем синаксарии[1], Лазарь, подобно апостолу Павлу, был фарисей и сын фарисея. Фарисеи, в отличие от саддукеев, верили во всеобщее воскресение, и Симон, отец Лазаря, даже молился с усердием о воскресении мертвых, с состраданием помышляя об их ужасном беспросветном томлении в мрачных темницах шеола, преисподней. И эта тема, которая так волновала добрую и чуткую душу Симона, была поводом для их глубоких духовных бесед с Господом Иисусом, который был поэтому частым гостем в доме Симона и благодаря этому сблизился, можно сказать, сроднился с членами его семьи…

Христос в доме Симона фарисея. Художник Рубенс Христос в доме Симона фарисея. Художник Рубенс.jpg

 По уставу во время пения канона на утрени, после шестой песни, полагается чтение синаксария – текста, разъясняющего смысл события, которому посвящено Богослужение. В стародавние времена это требование Типикона (церковного устава) соблюдалось. В настоящее время, для которого характерна всеобщая спешка, за счет синаксария принято службу сокращать.

Но сегодня мы попытаемся сделать исключение из этого современного правила и прочитать сегодняшний синаксарий, правда, не в славянском, а в облегченном для понимания русском переводе.

Вот этот синаксарий:

«Стихи: 

Ты плачешь, Иисусе, – это от человеческой природы, 
А друга воскрешаешь – Божественной (Твоею) силою.

В этот день мы празднуем воскрешение святого праведного Лазаря Четверодневного, друга Христова.

Он был по рождению иудей, по вероучению – фарисей, сын фарисея Симона, как где-то говорится, родом из Вифании.

Когда же Господь наш Иисус Христос совершал Свой земной путь ради спасения человеческого рода, Лазарь стал Его другом таким образом. Христос многократно беседовал с Симоном, ибо и тот чаял воскресения мертвых и даже усердно об этом молился. Поэтому Господь был частым гостем в их доме, и Лазарь вместе с двумя своими сестрами, Марфой и Марией, стал Ему как родной.     

Приближались спасительные Страсти Христовы, когда уже подобало основательнее утвердить веру людей в таинство воскресения.

Иисус пребывал за Иорданом, прежде воскресив из мертвых дочь Иаира и сына вдовицы. Друг же Его Лазарь, тяжело заболев, умер. Иисус, хотя и не был там, говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул», а через некоторое время снова сказал: «Лазарь умер» (Ин. 11:11-14). Позванный сестрами его, Иисус, оставив Иордан, пришел в Вифанию. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати (Ин. 11:18). И встретили Его сестры Лазаря, говоря: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш. Но и теперь, если Тебе угодно, Ты воздвигнешь его, ибо (все) можешь» (ср.: Ин. 11:21-22). Иисус спросил иудеев: «Где вы положили его?» (Ин. 11:34). Тогда все пошли ко гробу. Когда же хотели отвалить камень, Марфа говорит: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин. 11:39).

Иисус, помолившись и прослезившись над лежащим, воззвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон» (Ин. 11:43). И тотчас вышел умерший, его развязали, и он пошел домой.   

Это неслыханное чудо возбудило у иудейских начальников зависть, и они решили убить Иисуса; но Тот снова, уклонившись от них, ушел. Первосвященники же задумали убить и Лазаря, так как многие, видя его, уверовали во Христа.

Святой праведный Лазарь Четверодневный, епископ Кипрский Святой праведный Лазарь Четверодневный, епископ Кипрский.jpgНо Лазарь, узнав об их замысле, удалился на остров Кипр и жил там, а впоследствии апостолами был поставлен епископом города Китий; пожив свято и богоугодно, он через тридцать лет после того, как ожил, снова умер и был погребен на Кипре, совершив (при этом) многие чудеса. Предание говорит, что после воскрешения он хранил строгое воздержание и что (епископский) омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав Своими руками.

Император Лев Мудрый после одного божественного видения перенес честные и святые мощи Лазаря с Кипра в Константинополь, в созданный царем храм во имя этого святого, с почестями положив их в драгоценной раке справа от входа, напротив святого алтаря. И теперь еще честные его мощи пребывают там, источая неизъяснимое благоухание.

Праздновать же в настоящий день воскрешение Лазаря установили святые и богоносные отцы наши, а скорее святые апостолы, после сорокадневного поста для очищения намереваясь священнодействовать святые Страсти Господа нашего Иисуса Христа. Поскольку они считали воскрешение Лазаря первым и основным поводом для злоумышления иудеев против Христа, то постановили этот день посвятить воспоминанию сего необычайного чуда, которое описывает один евангелист Иоанн, в то время как другие евангелисты опускают, – ведь (при них) Лазарь был еще жив, и его можно было реально видеть. Ибо тогда необходимо было доказать, что Христос – Сын Божий и Бог, что Он воскрес и будет воскресение мертвых, в чем лучше всего убеждал Лазарь.  

Говорят, будто для (уверения в этом) и все Евангелие (от Иоанна) было написано, так как другие евангелисты вовсе не упоминают о безначальном рождении Христа.

Лазарь ничего не поведал о находящемся в аду, поскольку ему или не пришлось видеть тамошнего, или повелено было молчать об увиденном.

Отсюда и любой человек, недавно умерший, называется лазарем, и погребальная одежда называется таинственным словом лазарома, – чтобы напоминать о первом Лазаре. Ибо как тот по слову Христа восстал и вновь ожил, так и этот, хотя и умер, но будет жить вечно, воскреснув при последней трубе.

Христе Боже, молитвами друга Твоего Лазаря помилуй нас. Аминь».



[1] Синаксарь (гр. Συναζάριον – сборник) – чтение, собранное из писаний святых отцов и церковных преданий, предназначенное для чтения на утрени.