1 июля – день обретения и перенесения мощей узника Соловков священноисповедника Виктора (Островидова; 1875-1934), епископа Глазовского. Это событие сопровождалось знаковыми чудесами, – так Господь открывает то, о чем можно ныне страждущим молиться этому Его угоднику.
Мощи священноисповедника Виктора обретали в 1997 году в староообрядческой деревеньке Нерица, что на Севере, куда он был выслан в очередную из своих многочисленных ссылок, окончательно подорвавших его здоровье.
Как-то там, на Севере, он перекрестил следователя, и тот начал бесноваться. Владыка и прямо большевиков «властью диавола» называл.
И тем ожесточеннее оскаливалась эта новая советская власть на тех, кто так обличал ее суть, убивая и убивая священнослужителей, легитимизируя аборты, что до сих пор изничтожают наш народ. Появились и новые напасти – о чем далее.
Владыка Виктор (Островидов)
Потому-то он и не принял Декларацию митрополита Сергия (Страгородского).
В феврале 1928 года так пояснял свою позицию в «Послании к пастырям»: «Иное дело – лояльность отдельных верующих по отношению к гражданской власти, и иное – внутренняя зависимость самой Церкви от гражданской власти. При первом положении Церковь сохраняет свою духовную свободу во Христе, а верующие делаются исповедниками при гонении на веру; при втором положении она (Церковь) лишь послушное орудие для осуществления политических идей гражданской власти, исповедники же веры здесь являются уже государственными преступниками…».
«Дело наше есть не отделение от Церкви, а защищение Истины», – отмечал.
В свое время, еще до революции, тогда еще молодой иеромонах отец Виктор был антираскольническим миссионером в Хвалынске. И побеждал вовсе не красноречием, скорее самой своей жизнью, овеянной благодатью.
Чем менее декларативна жизнь христианина, тем более явственнее благодать, когда мы живем по заповедям.
Потом в Саратове он стал известен своими лекциями о «недовольных людях» в творчестве Максима Горького.
«Страдания происходят от внутренней неустроенности», – диагностировал. И тем, кто его слушал, помогал обрести спасение в обращении к Богу, в работе над собой.
Вот и в месте последней ссылки владыки Виктора местные старообрядцы прониклись к нему таким почтением, что это было лучшей миссией среди них.
Владыка Виктор, сам голодая, отдавал нуждающимся продукты, которые присылали ему в ссылку духовные чада.
Он и на Соловках, вспоминали, говорил: «Каждого человека надо чем-нибудь утешить», – и действовал так.
Владыка Виктор (Островидов). Его портрет потом висел в кабинете Д.С. Лихачева
Многих спас, в том числе будущего академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Тот потом годы заключения называл «школой нравственности», одним из учителей которой и стал для него владыка Виктор.
«От него исходило какое-то сияние доброты и веселости. Всем стремился помочь и, главное, мог помочь, так как к нему все относились хорошо и его слову верили…», – вспоминал Дмитрий Сергеевич.
Именно на Соловках в образе епископа Виктора, делился, он постиг «отличительную черту русской святости», а заключается она в том, что «русский человек счастлив пострадать за Христа».
Во время обретения мощей уже в наши дни местный люд, утративший благочестие и даже веками, казалось бы, культивируемую старообрядческую чинность и сосредоточенность, столпился вокруг могилки и всячески подтрунивал над комиссией.
– Давайте-давайте поглубже закапывайтесь, мы вас тут и похороним!
– Что вы хотите, телевизор сейчас всюду, народ и в глубинке развращен, – говорил потом возглавлявший комиссию по обретению мощей архимандрит Дамаскин (Орловский).
Начинается обретение, и тут же – шутки, смех, скабрезности. Скачут, гогочут…
Когда докопали до гробика, он весь уже был истлевший, гвоздики проржавели. То и понятно – после 63-летнего пребывания в болотистой почве. А мощи, – вдруг видят, – целы!
Архимандрит Дамаскин (Орловский)
Такой сокровенный момент, а сверху всё не унимаются…
Отец Дамаскин снимает верхнюю доску с крышки гроба и кидает наверх. И эта доска попала прямо в зачинщика всех этих улюлюканий.
«Ну, все, – думает батюшка, – сейчас нас здесь точно похоронят».
Но тот, кто уже часа два всячески измывался, вдруг стал серьезным, отошел в сторону и приумолк. С ним явно что-то произошло и что-то хорошее от всего лишь прикосновения этой доски.
Тут же прекратились безобразия. И комиссия уже спокойно обретала сами мощи. В благоговейной тишине.
А второе чудо: как только обретение завершилось, к отцу Дамаскину подошел председатель сельсовета – имя у него старинное удивительное – Марьян Марьянович – и заявил:
– Народ желает креститься!
Это при том, что у них Церкви уже более 60 лет не было!
В наши дни в Нерице построен храм, посвященный, конечно, священноисповеднику Виктору (Островидову) У священника всегда есть с собой горсть крестов, не хватило только одному крещаемому. Но ему сотрудница отца Дамаскина дала свой нательный крестик.
И так всю деревню по молитвам священноисповедника Виктора окрестили.
Икона священноисповедника Виктора (Островидова)
Молитвы священноисповедника Виктора оказались сильнее развращающего влияния экрана. Как это актуально сегодня, когда то и дело сообщается о пострадавших от всякого рода зависимостей от интернета, компьютерных игр. Последние не сертифицируются, и это просто очередная, что разверзается, адова бездна.
При подобных угрозах себе или близким, при заражении родных или знакомых насаждаемым духом богохульства, агрессии, при указанных зависимостях молитесь священноисповеднику Виктору (Островидову).
Когда составляли канон священноисповеднику Виктору, отразили два описанных выше чуда:
Егда обретошася мощи твоя, святителю Викторе, / тогда заградишася хульная уста, / муж же, ярости исполненный, укрощается, // и яко агнец кроток является.
Тихостию нрава украшен / и по смерти таковыя чудеса твориши, / не просящих твоея помощи исцеляеши, / сими явлениями благодати Божия, // малодушныя почитати тя вразумляеши.
Рака с мощами священноисповедника Виктора (Островидова) в Спасо-Преображенском монастыре Вятки
О самом святом мы писали здесь: Cвященноисповедник-оптимист верил, что будет короткий, но светлый период для измученного русского народа.
Ольга Орлова
19.01.2025