«Молодые могут спастись, если проявят усердное покаяние»

Сегодня, 13 января, – последний день рождественских торжеств, отдание праздника. Что мы пережили и что вынесли из этих Святых дней?

Гуревич Валентин, Иеросхимонах
Гуревич Валентин, Иеросхимонах

Великим церковным праздникам предшествуют предпразднства и последуют попразднства. Это подобно тому, как в природе отсутствуют резкие скачки между ночью и днем, зимой и летом.

В период предпразднства, когда Богослужебные тексты начинают касаться темы наступающего праздника, верующие имеют возможность приготовить свою душу, ум и сердце для того, чтобы наилучшим образом проникнуться смыслом событий, связанных с праздником. Дабы в самый день светлого торжества получить максимальную духовную пользу.

Как поется в тропаре Преображения, апостолы видели фаворский Свет, «якоже можаху» – то есть в меру своих возможностей.

Период предпразднства позволяет каждому увеличить, расширить эти возможности восприятия того духовного света, который несет в себе каждое великое светлое торжество Православной Церкви.

А попразднство предоставляет возможность после кульминации праздничных торжеств продолжить богомыслие по поводу праздника, углубить и закрепить в своем сознании наполняющий его духовный смысл.

Эти праздничные дни в честь Рождества Христова побудили нас еще раз сосредоточить свое внимание на этом чрезвычайно важном событии мировой истории. «Свет пришел в мир…» (Ин. 3:19). Однако как дальше горько замечает Евангелист: но люди более возлюбили тьму… Потому-то и о последних, антихристовых, временах говорят, что не только оскудеет любовь (о чем мы уже неоднократно говорили), но и начнется небывалое всеобщее взаимное ожесточение, как захлестнет людей и разврат.

Если разжигание вражды провоцирует неправильное действие раздражительной силы души, то разжжение похоти эксплуатирует ее желательную силу.

Наша богоборческая революция 1917 года как генеральная репетиция пришествия антихриста, кроме «раздувания мирового пожара» вражды «на горе всем буржуям», имела самые решительные планы уничтожения «буржуазной семьи» с ее «принудительным браком», на смену которой должна была прийти «свободная любовь».

Помимо акций обнаженных демонстрантов, проходивших под лозунгом «долой стыд», в городе Дмитрове, например, было вывешено объявление, подписанное Крупской и Коллонтай и обращенное к парам, «вступающим в свободный интимный союз, который всегда мог быть прерван в момент прекращения взаимного влечения». Объявление призывало эти пары в случае порождения «плодов такого союза» сдавать эти плоды в специальное общественное учреждение, в котором из них будут выращивать нового человека для светлого будущего, вполне свободного от буржуазных пережитков…

И только потом, когда было решено вместо мировой революции построить социализм в отдельно взятой стране, руководство, исходя из того, что развал семьи чреват развалом государства в отдельно взятой стране, приняло меры по частичной реставрации семьи. Были даже учреждены награды – орден «Мать-героиня» и медаль «Материнская слава». При этом обязанность женщины участвовать в общественно полезном труде не отменялась. А детьми занимались ясли, детские сады, школы и пионерские лагеря. И всюду были плакаты: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство»...

Вожди сексуальной революции во второй половине ХХ века на Западе признавались потом, что их вдохновлял именно пример того, с чего начиналось господство большевиков в России.

Вождь коммунистов Энгельс говорил о том, что моногамия будет отвергнута, чтобы не ограничивать свободу в сфере любви. На вопрос, какова же будет форма взаимоотношения полов, он ответил, что мы можем сказать только о том, чего не будет, а то, что будет, установят сами свободные творцы будущего.

И вот они уже устанавливают. Как писал тот же Энгельс, из всех животных только люди изобрели многомужество (в Тибете). А в лоне однополых семей уже выращивают самого что ни на есть нового модифицированного человека…

Сегодня эта тема приобретает особенную остроту. Блудная страсть – самое мощное орудие врага, отвлекающее внимание и все душевные силы человека от Единого на потребу. Современной цивилизации мегаполиса-Вавилона как нельзя лучше и соответствует это библейское определение – «мать блудницам и мерзостям земным» [[1]].

Поглощенность внимания людей темой блуда в наше время достигает размеров вселенской катастрофы. Она сегодня преследует человека от младенчества до старческих седин, губит душевное и физическое здоровье всех поколений, лишает целые народы жизнеспособности, приводит их к вымиранию и вырождению.

Промысл Божий.jpg

Мы верим, что все происходящее в истории человечества промыслительно и что воля Божия всегда благая и совершенная и спасительная.

Но постичь ее благость и спасительность человеческому уму не под силу [[2]], если Сам Господь не откроет, как Он это иногда делает в общении со Своими пророками, которых называют «друзьями Божиими». Или если человек достиг обожения и приобрел «ум Христов» (1 Кор. 2:16).

Мы можем иногда ретроспективно, отчасти, приблизительно, «гадательно» усмотреть спасительность промысла Божия, изучая уже свершившиеся исторические события, как об этом мы пытались рассуждать выше. Мы в какой-то степени «крепки задним умом». Но перед теми событиями, которые происходят сегодня и которые часто представляются нам ужасными и пагубными и вовсе не спасительными, наш ум оказывается бессильным.

Нас ужасает развращение детей, которое поощряется даже педагогами и отличается беспрецедентным размахом, с участием СМИ, оснащенных новейшими электронными информационными технологиями.

Конечно, мы можем понять, что Господь попускает все это, даже бесчисленные аборты, беспрецедентное распространение «безопасного секса», включая содомские гнусности, ибо таким образом истребляется «семя нечестивых» (Пс. 36:28), во исполнение пророчества Псалмопевца и слов Иоанна Предтечи, сказавшего, что дерево, не приносящее доброго плода, посекается (Лк. 3:9). Это наказание Божие, предупреждение тем, кто отвергает благочестие – богоборцам-кощунникам. Но сколько уже было таких предупреждений?! А люди продолжают упорствовать в беззаконии.

Вот еще в древние времена пророк Исайя уже сетовал:

«5 Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. 

6 От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. 

7 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис. гл. 1).

Господь говорит парадоксальные слова: «надобно прийти соблазнам» (Мф. 18:7)…

Как это понимать?

С одной стороны, опытные подвижники, твердо противостоящие соблазнам, по слову преподобного Серафима «лучше умереть, чем согрешить», отвергаются себя, берут крест свой и следуют за Спасителем.

Они усугубляют пост, совершенствуют свое оружие – молитву, соединяющую их с Господом, и, не поддаваясь соблазну, побеждают врага и восхищают Царство Небесное. Таким образом, соблазны только способствуют их спасению, не позволяя расслабляться.

Однако многие падают, особенно юные, по неопытности. Или по лени.

Но если мы внимательно читали Евангелие, то зададимся вопросом: а кто пошел за Господом Иисусом? За Ним пошли не «порядочные», но мытари и блудницы, или, говоря современным языком, бандиты и проститутки…

Преподобный Серафим Вырицкий.png

В России, говорил преподобный Серафим Вырицкий, будет великое нравственное падение. Молодежь будет собираться в банды, – они будут пить, развратничать, воровать и в своем падении дойдут до самой крайней степени. И когда увидят, что так больше продолжаться не может, то тем горячее будут каяться.

«Идеже умножися грех, преизобилует благодать…» (Рим. 5:20).

В книге «Подвиг в миру…» (Подвиг в миру. Святые отцы о молитве и трезвении. Записки архиепископа Антония (Голынского-Михайловского). М., Отчий Дом, 2006, стр. 119) читаем: «Бедные современные дети!.. Они имеют в своих душах засеянного греха несравненно больше, нежели их сверстники, скажем, в ХIХ веке. Но, несмотря на этот скорбный факт, отчаиваться не стоит, как говорит старец Паисий Святогорец, хотя современные молодые люди и узнали все зло, все множество таких грехов, которых не знали прежние люди, тем не менее они могут спастись, если проявят особо усердное покаяние…»

В этом – один из парадоксов христианства. Когда человек ясно видит, что он последнее ничтожество, дерьмо, подонок дальше некуда, чудовище, как говорится, «хуже всех» – и если он в этом состоянии воззовет ко Господу, то, к его удивлению, Господь его слышит, и даже чудеса происходят по его молитве [[3]].

Реальность этого феномена в истории христианства доказана неоднократно. И этот духовный закон, как всегда, относится как к отдельному человеку, так и к народу. Это покаяние мытаря, который, бия себя в грудь, не смеет взглянуть на небо. Покаяние Давида, который пал на землю и семь суток лежал без движения, пока не пришел пророк Нафан. Покаяние разбойника – Варвара, который ходил на четвереньках, как скотина, и ел траву. Покаяние Якова Постника, который семь лет не выходил из заваленной камнем пещеры, пока его не выволокли оттуда и не заставили молиться. И к его удивлению, Господь его услышал и сотворил чудо. Апостолы Петр и Павел больше остальных апостолов провинились пред Господом, но потом оказались сильнее всех в слове и в деле. Они были самыми ревностными. И первоверховными. «Кому больше простится, тот больше возлюбит» (Лк. 7:47).

Именно в этом смысле надо понимать слова «не согрешишь – не покаешься». И именно для этого попускает Господь иногда страшное падение человека. И народа. И никого не велит судить. И превозноситься.

«Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Небесное» (Мф. 21:31).

Это, наконец, покаяние Ниневии – то есть всенародное.

И вот преподобный Серафим Вырицкий предсказывает, что в среде русской молодежи будет иметь место именно этот феномен – «когда дойдут до крайности – тем горячее будут каяться». 

Можно видеть как на примере отдельного человека, так и народа и всего человечества – Господь часто не торопится вмешаться и «поправить дело». Он не спешит на помощь – чтобы человек, народ, человечество на собственном опыте пришли к твердому, окончательному убеждению относительно своей полнейшей неспособности обходиться без Бога. Пришли к познанию великой истины, заключенной в словах: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5), то есть достигли такой степени смирения, которая привлекает обильную благодать Святого Духа…

Это «разбойничье покаяние», как результат крайнего падения, давно уже стало привычной идеей народного христианского менталитета, которому хорошо известно Евангельское свидетельство о Благоразумном Разбойнике. Вспомним песню о Кудеяре-разбойнике: «Вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил…» Далее предание свидетельствует, что знаменитую Оптину пустынь основал разбойник Опта… Поэма Некрасова «Влас» также находится в русле этого умонастроения…

Эта же тема присутствует и в жизнеописании одного из основателей исихазма – Григория Синаита, – там, где говорится о пребывании его в Парории. «В этой гористой местности Григорий укрылся от мира со своим учениками, но не обрел желанного покоя, так как братия подвергалась нападениям «одичавших и озверевших, вследствие порочной жизни в долговременном разбойничестве, грабителей и убийц». Однако Григорию удалось так повлиять на этих бандитов силою своей благодатной молитвы, что «оных грабителей и убийц он привел в кроткое состояние… Те, кои прежде были жестоки, кровожадны и для всех неприступны, припали к ногам его, последовали по стопам его в искреннем умилении и раскаянии, приходя к нему каждый день и испрашивая у него молитв и благословения».

Так, большинство из этих бандитов, «отказавшись от порочной склонности к убийству, были просвещены умом, озарены Духом и истинно послужили Богу» (См. книгу «Подвиг в миру…», стр. 183-184). Не умаляя значения молитвы и педагогического дара святого Григория, можно утверждать, что существенным условием его успеха здесь была подготовленность к горячему покаянию в результате крайнего падения…

По словам преподобного Серафима Вырицкого, после беспрецедентного погружения во тьму горячее покаяние в России приведет к воспламенению духовной жизни. Будет расцвет благочестия, и Восток, войдя в России в соприкосновение с живой христианской верой, обратится в Православие. Преподобный говорил, что сегодня «весь небесный мир молится о просвещении Востока…»

Вот такое оптимистическое пророчество…

Сейчас трудно поверить в это. Но когда мы рассматриваем историю Церкви и общества в ретроспективе, то можем наблюдать: все усилия сатаны в конце концов приводили к результатам, прямо противоположным его целям.



[1] Архимандрит Лазарь (Абашидзе). О грехе блуда. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998.
[2] «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8-11).
[3] Именно поэтому кинофильм «Остров» всех так взбудоражил. Он задел этот основной нерв современной русской жизни, показал предвестие того горячего и спасительного не только для России, но и для Востока и для всего мира покаяния, о котором говорит вырицкий подвижник…



Другие статьи по теме

Вера Самый страшный суд – когда человек осудит себя сам и не найдет себе оправдания
Вера Только свободные могут любить. О том, какой экзамен важно нам не провалить у Бога, – протоиерей Вадим Леонов
Вера А вы знали, что в Москве есть храмы, где молятся, как в Лавре Саввы Освященного?
Силуан, епископ Павлово-Посадский
Вопрос священнику Как найти духовника? Отвечает епископ Павло-Посадский Силуан
Большой разговор Используйте остроту восприятия и максимализм. Епископ Павлово-Посадский Силуан о шансах молодости
Большой разговор Как сочетать христианство и карьеру? Круглый стол с ректором МДА епископом Кириллом (Зинковским)
Образ святости Святой Серафим Вырицкий. Пророчества о русской молодежи и экспансии Китая
Гуревич Валентин, иеросхимонах
Социология православия Как вера влияет на стратегии трудового поведения современной православной молодежи?
Трифанцева Дарья
Монашество Юбилей игумении Софии (Силиной), которая полжизни отдала монастырю
Орлова Ольга
Социология православия Поколение Y: чем православная молодежь отличается от нецерковной?
Антонова Анастасия