10 июня – Всемирный день мороженого. А само мороженое – точно символ детства. И вот какие истории сегодня вспоминаются.
Матушка Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского монастыря в Москве на Остоженке, рассказывала как-то про сложные годы возрождения Церкви. Встречалась они однажды со Святейшим Алексием II, который расспросил ее подробно, что да как, какие трудности. Таковых, конечно, много было, да чтоб не расстраивать любимого Патриарха, выдохнула:
– Всё слава Богу, Ваше Святейшество! Одна проблема...
Матушка Иулиания, тогда еще Маша Каледа, со Святейшим Алексием II
И на его сосредоточенный, такой серьезный и внимательный взгляд ответила:
– Сёстры мороженое очень любят.
А через полчаса в обитель мальчишка примчался, иподиакон Святейшего, вручил большую коробку:
– Мороженое от Святейшего, – и убежал.
Так и архиепископ Штутгартский Агапит (Горачек) из Русской Православной Церкви Заграницей говорил о подростках, молодежи, с которыми сам по-настоящему дружил: «Как правило, в Церкви не знают, что с этой порослью делать. Да поезжай ты с ними куда-нибудь, остановишься – мороженое купишь, газировку. Да, общение – и только на таком уровне!»
Архиепископ Агапит (Горачек) в паломнической поездке с детьми
Выросшая на его глазах Варя Артемова, теперь уже по мужу Базанова, вспоминает:«Он и сам очень любил мороженое.
Говорят, гениальный взрослый человек, а гениальным можно быть и в общении, каким и был сам владыка Агапит, – это ребенок, который "выжил".
После воскресной службы в нашем кафедральном мюнхенском соборе Святителя Николая, который находился в то время в центре Мюнхена, мы, бывало, по пути домой сворачивали в небольшое итальянское кафе.
– Ну, что, поедим мороженого? – к нашему детскому восторгу, на нужном повороте оборачивался он, сидящий за рулем.
Потом уже, когда владыка Агапит († 28.05.2020) преставился, и мы еще находились в состоянии острой боли от этого известия, что получили на Вознесение, староста нашего храма принес вдруг всей детворе в благодарность за то, что они там какую-то травку перед собором повыбирали, мороженое. И нам, тем, кто уже не дети и эту травку не убирал, предложил пару эскимо. И мы тогда поняли, что это лучший способ помянуть нашего любвеобильного близкого всегда детям и взрослым архиерея».
Это вообще здорово, когда архиерей может вот так запросто с ребятами мороженое полопать
А про сохранение в себе ребенка владыка Агапит, кстати, говорил так, объясняя попутно еще и краеугольное в Православии понятие соборности:
– Святую Троицу мы можем познать только через открытые нам опыты. Вот ты – младенец, потом подросток, наконец, стал женихом, после – отцом. И только, став отцом, ты начинаешь немножечко понимать, что это такое, когда Бог Отец жертвует Сыном. Это духовный рост. Он проявляется как врастание в соборное единство. Каждый раз мы разные, и нам открывается особый опыт. Когда мы младенцы, у нас одни отношения к родителям. Когда подростки – уже совсем другие. Мы становимся женихами – и это тоже уже нечто новое. Соборность можно почувствовать, например, в согласии мужа и жены между собой. Когда они становятся родителями, у них и с собственными родителями уже совершенно другой уровень взаимопонимания появляется. Так же и в отношениях с Богом.
Все эти опыты – свое младенчество, подростковый период, взросления, отцовства, – мы по идее должны в себе сохранить. Ни в коем случае не отбрасывать как пройденный этап. Иногда в своей жизни мы должны быть младенцами, иногда женихами, в другой раз подростками, но человек призван достигнуть и состояния отцовской зрелости. Все эти опыты сразу должны в нас соприсутствовать. Этот диапазон отчасти тоже приоткрывает нам Вечность.
Владыка Агапит в России, рядом с ним еще школьницы: ныне руководитель молодежной редакции "Святые online" Настя Симонова (справа) и наш постоянный автор Саша Блинова с мамой Викторией
Неужели мы становимся стариками для того, чтобы со всеми этими болезнями и ворчливостью перейти в Вечность? Да кому такая вечность нужна?! Если мы уже все растеряли: и нежное младенчество, и пылкую юность, и расцвет, и зрелость, и сыновство, и отцовство, – то кто мы есть и на что годны?
Святые тем и сильны, что в них ничего не умирало. С младенцами они могли быть младенцами – вспомните, как по-детски кроток был с детворой преподобный Серафим. Но он же мог, если то требовалось, быть грозным старцем, как в случае с генералом, с которого попадали псевдонаграды. Вся палитра человеческого бытия в преподобном не выцвела, она обогащалась с годами. Вот это взаимопроникновение опытов, особенно, когда ты общаешься с другими, очень важно.
Почему родители не понимают своих детей? Да потому что забыли, что они сами были подростками!
Единственное, что мотивирует их поведение: они хотят, чтобы их дети не были такими же гадкими, какими были они. Как вы понимаете, этого недостаточно, чтобы требовать совершенства от других.
Подготовила Ольга Орлова
14.10.2024