Видимо, не случайно накануне нового учебного года, в первое воскресение после Успения Пресвятой Богородицы, Церковь чтит образ Божией Матери «Прибавление ума». Завтра подрастающее поколение начнет обогащать разум, и, к сожалению, очень мало получит для ума.
Как и почему эти понятия – ум и разум – разделяет святоотеческая мысль?
«Прибавление ума» – икона Пресвятой Богородицы – очень почитаемая, особенно в XIX столетии. Одновременно это и подсказка к жизни. Здесь речь не об интеллекте и не о его образовании. Даже великие святые не всегда готовы определить точно, о чем речь.
Икона Божией Матери «Прибавление ума»«Святой домик Богородицы». Скульптура в Лорето (Италия)
Прп. Иоанн Лествичник признает: «Нельзя скрыть того, что понятие ума нашего весьма несовершенно и всячески исполнено неведения...». Прп. Максим Исповедник в VII веке пытается дать определение: «Ум (νοῦς) есть орган мудрости, а разум (λόγος) – орган знания. Ум, двигаясь, ищет причину существ (то есть пытается ответ на главные во жизни, ему принадлежит истинное знание сути вещей – авт.), а разум, многообразно оснащенный, исследует только качества».
И поэтому завтра наши дети пойдут за обогащением разума. И, к сожалению, они мало получат для ума.
До недавнего время учащиеся духовных школ именовались не студентами, не слушателями, даже не семинаристами: они назвались воспитанниками.
Воспитание предусматривает мировоззренческие константы. Если их нет, никакое знание, даже церковное, неполезно.
У развитой личности ум носит тело; неразумная душа со слепым умом в теле как в темнице. И наш ум, и тело живут по своим законам, а судьба разума зависит от главенства того или другого.
Чего будет больше: тела либо ума? Прп. Антоний Великий разъясняет: «В душе действует ум, а в теле природа. Ум обожает душу, а природа разлагает тело. В каждом теле действует природа, но не в каждой душе бывает ум; потому не всякая душа спасается».
Не случайно в нашем народе, и не только в нашем, есть пословица «Без царя в голове». То есть без ума. Автор Псалтири восклицает: «Господи, спаси царя и услыши ны» (Пс. 19:10). Речь идет не о политическом устройстве общества, а о спасении умной силы человека. Да, будучи в материальном мире, она требует социализации. Социализация души в материальном мире предполагает весьма высокий уровень насыщения разума знанием, многообразным и обширным. В XXI веке эти знания нужны.
Даже внешнее знание облагораживает личность. Но только обогащенный силой ума наш разум имеет перспективу удовлетворить свой постоянный поиск знаний: потому что тогда человек приближается к высочайшей и, к сожалению, редкой добродетели рассудительности. В противном случае он может впасть в страшный порок высокоумия, гордости ума.
К сожалению, нередко можно увидеть такое порождение офисной жизни. Человек проучился, и он начинает надмеваться: он же – сильный интеллект, а вокруг – плебс.
Не всегда образованный человек – умный. Потому что можно иметь два образования и быть подлецом. Умный же самодостаточен в знании главного. Но ум обогащается особым образом. Сщмч. Петр Дамаскин говорит: «Ум преобразуется и начертывается по виду воспринимаемого им предмета, когда же сподобится быть в Боге, превысшем образа и вида, тогда и сам бывает необразен и безвиден».
По сути, «прибавляя в уме», мы обретаем истинную жизнь. Авва Исаия дает надежду: «Если ум тщательно будет стоять над чувствами своими, то приобретает бессмертие».
Но у нас есть проблема. И святитель Василий Великий дает ей такое определение: «Ум человеческий, если развлечен тысячами мирских забот, не может ясно усматривать истину».
Энергийную скудость ума, рассеянность его и – как следствие – бесплодие ума – можно прировнять к духовному банкротству, а в перспективе вечности – к духовной смерти.
Но как же себе помочь?
Прп. Исаак Сирин подсказывает нам способ излечить ум, или очистить: «Парения ума никто не может преодолеть, разве только изучением духовного ведения». Авва Евагрий в «Добротолюбии» более конкретен: «Ум блуждающий устанавливают — чтение, бдение (то есть собранность, трезвение ума – авт.) и молитва».
Откроем Псалтирь: «Оружием благоволения венчал еси нас» (Пс. 5:13), т.е. нам дана благая, как греки говорили в древности, самовластная воля, которой мы можем трезвиться, хранить ум и призывать всесвятое Имя Господа Иисуса.
Как еще помочь своему уму? Можно вспомнить слова французского летчика, который по совместительству был одним из тех, кто дал целое направление философской мысли. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «В человеке я люблю свет, толщина свечи меня не волнует. Пламя скажет мне, хороша ли свеча».
Маленький принц
И поскольку сегодня здесь присутствуют дети, хотел бы напомнить одну песенку:
«Гори, гори ясно, чтобы светило и не погасло.
…И ты гори без гари: и не гасни, если вокруг темнеет».
Давайте гореть. Чтобы наш ум и сердце были светлыми. Потому что скверну ума обжечь может только горячее сердце.
Горячее сердце может так гореть, светить, что его Господь на фоне этого темного космоса мира увидит и благословит.
Поэтому давайте будем гореть и будем благословенными. Аминь.
05.12.2024