Наш Господь – Бог жизни. Иерей Георгий Кириндас

Только любящий достоин называться человеком, и граней этой любви может быть много. 24 ноября в храмах читалась притча Спасителя о милосердном самарянине. «Сей милостыню на смирении и пожнешь милость на суде», – писал преподобный Исаак Сирин. 

Сегодня день воскресный и хотелось бы напомнить, что наш Господь – Бог жизни. У пророка Иезекииля есть описание видения: человеческие кости действием Духа Святого покрывается плотью и превращаются в живых людей. «Я вложу в вас Моего Духа, и вы будете жить, а Я поселю вас в вашей земле. Тогда вы узнаете, что Я, Господь, сказал это и исполнил» (Иез. 37:14). 

Если люди обесценивают жизнь, то Бог ее утверждает. В наши дни не просто обесценивается жизнь, как норма стала скудость жизни, есть и те, которые пляшут на чужих гробах, смеются над убитым врагом. Но в церкви все по-другому. 

IMG_7194.jpeg

В момент поставления христианина на одну из степеней священства архипастырь призывает божественную благодать, свидетельствуя, что она врачует немощь ставленника и восполняет его скудость: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющиеся, проручествует (имярек), благоговейнейшего иподиякона во диакона; помолимся убо о нем, да придет на него благодать Всесвятаго Духа». 

Тем самым в лице епископа соборный разум Церкви говорит о живительной силе благодати Господа, дарующего Своему разумному творению цельность и гармонию личности, а также спасительный импульс к обновленной жизни – светлой, святой, вечной.

Господь хочет, чтобы мы жили: хорошие или плохие. Все мы друг для друга – суть граждане мира, вселенной, Вечности. Наше старение и смерть, насильственная смерть в том числе, являются вынужденной реальностью материального мира. Но они ненормальны. Все, что приводит к нашей скудости, обесцвечиванию, уплотнению в материальном, обессмысливанию, убивает нас. Но это есть болезнь мира, сконцентрированная в смерти, ненормальная нормальность, которую может исправить только Господь.

Бог распятый и воскресший дарит нам жизнь. Крест Господень преодолевает тиранию лжецаря диавола, которого в церковных молитвах приравнивают к самой смерти. 

Когда нас с вами крестили, читались молитвы заклинательного характера, на западном языке они так и именуются – молитвы экзорцизма. В них говорится о том, что Господь «разруши смертию смерть и упраздни державу имущаго смерти – сие есть – тебе, диаволе». И благодаря Кресту Господню у нас есть надежда.

В этой глубинной надежде человеческой природы, стонущей в тоске по истинному, преображенному бытию, хочется возопить наперекор всему: восстаньте убитые, возродитесь сгнившие в окопах или утонувшие, возрадуйтесь замученные в пытках, утешьтесь павшие в мрачное отчаяние, улыбнитесь плачущие, благодарите преданные, ликуйте отверженные, умнейте обманутые, просветитесь скверные, покайтесь зло творящие, главное – все вы, живите! 

Не тратьте время, не теряйте надежду, укрепляйтесь в вере, познавайте свой смысл и учитесь любить, ибо только любящий может называться человеком, причем человеком вечно молодым. И граней этой любви может быть много. 

Сегодня мы слышали притчу Спасителя о милостивом самарянине. У преподобного Исаака Сирина есть очень много слов, посвященных милостыне: «На всех изливай милость и от всех будь унижен». Милуя, мы научаемся и внешнему поведению, и внутренним движениям сердца. «Сей милостыню на смирении и пожнешь милость на суде». 

Без всякого пафоса, с глубоким сердцем – милуй. И тогда ты тоже будешь помилован. 

И вообще любовь – она юродивая. Она вне всяких схем, вне всякой логики.

У этого святого есть еще одна мысль: «Если кто, сидя на коне, протянет к тебе руку, чтобы принять милостыню, не откажи ему». «Сидя на коне» означает богатый. Но и у него могут быть проблемы в моменте. Не отвергай его. 

А в качестве примера того, как высоко может быть милостыня по отношению к согрешившему человеку, Исаак Сирин оставил такие слова: «Если не можешь взять на себя грехов его и понести за него наказание и стыд, то будь, по крайней мере, терпелив и не стыди его». 

Взять на себя ошибку другого. Себя подставить под удар. За другого распяться. Для нас это высоко, мы слабы для этого. Но преподобный Исаак нам подсказывает, какая может быть истинная милостыня к человеку. 

И если мы станем приближаться к этому, если потихонечку в каждом человеке будем видеть Христа, любая печаль станет нам чужда, потому что мы познаем преславное всеединство – всех людей друг другу о Христе Иисусе. 

Ему же слава во веки, аминь!


Иерей Георгий Кириндас. Слово 24 ноября 2024 г.


1. Из чина дьяконской хиротонии
2. Запрещение первое из молитв об оглашенных чинопоследования Таинства Святого Крещения.
3. Преподобный Исаак Сирин. Аскетические Слова, изложенные в порядке возрастания добродетели. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская духовная академия, Введенский ставропигиальный монастырь Оптина пустынь, 2024.