Публикуем завершающую часть советов святых отцов и подвижников благочестия о том, как вести себя после Причастия Святых Христовых Таин, чтобы уберечь ту благодать, что нам в этом Таинстве Таинств подается.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
«Но подобно тому, как лекарство становится действенным, если больной соблюдает определённые условия, так и Животворящие Таины имеют «спасающую, животворящую и очистительную силу, если есть со стороны больного душой условия». Это – «вера, признание своей греховности и ненасыщенный желудок».
После Причащения поучительны слова митрополита Вениамина (Федченкова):
«Между прочим, замечено весьма примечательное и характерное наблюдение: после Причащения не хочется есть «жирного», а что-либо более «тонкое», постническое. И, наоборот, когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после Причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
«Принявши в себя пречистую Плоть и Кровь Господа, не устремляйся потом, пришедши домой, с жадностью на плоть животного; соблюдай крайнюю умеренность в употреблении ее, не предавайся долгому сну днем. Всё это способствует загрублению сердца, которое крайне нужно сохранять в святой нежности и чувствительности, получаемой нами после достойного принятия пречистых Таин».
Святитель Иоанн Златоуст
«Не одно и то же – поститься прежде или после (принятия Св. Таин); должно быть воздержанным в то и в другое время, но особенно после принятия Жениха: прежде – для того, чтобы сделаться достойным принятия, а после – для того, чтобы не оказаться недостойным полученных Даров. Неужели же, скажешь, должно поститься после Причащения? Я не говорю этого и не принуждаю – хорошо делать и так, но я не требую этого, а увещеваю не предаваться безмерному пресыщению».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Единение с Господом, полученное в Таинстве Святого Причастия, должно быть бережно хранимо и после Литургии. К себе, как к священнику, святой был особенно требователен. В частности, будучи еще молодым пастырем, отец Иоанн пишет о воздержании от сна и вкушения мяса в день Причастия, а в последние годы жизни и о полном воздержании от пищи «ради Даров».
Однако главный подвиг святой видел не в жёстком соблюдении отдельных внешних правил, а в постоянном подвиге хранения «святой нежности и чувствительности, получаемой нами после достойного принятия Пречистых Таин».
Последнее оказывается гораздо более глубоким и серьезным требованием христианина к самому себе. Для этого необходимо пристальное внимание за всеми проявлениями своей повседневной жизни, как душевной, так и телесной.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
«В душу мою, паче снега убеленную Телом и Кровию Агнца, всячески старается влить яд свой змий-губитель, и потому после Причастия нужно быть многоочитым Херувимом, чтобы отовсюду назирать за нападением врагов».
Святитель Иоанн Златоуст
«Будем же, возлюбленные, внимательны к самим себе, наслаждаясь такими благами. И если родится в нас желание сказать что-нибудь срамное или заметим, что нами овладевает гнев или другая какая страсть, – подумаем, чего мы удостоены, какого получили Духа».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Господь врачует отчаяние. «Он даёт сердцу испытать смерть духовную», попускает злой силе умертвить сердце великой скорбью, а потом – после принятия Святых Таин или после искренней молитвы – «вводит в человека, в его сердце, жизнь Свою, свет веры и надежды, мир, лепоту, свободу – для того, чтобы человек... из таких резких противоположностей в душе его, то есть из противоположностей жизни и смерти, познал, что есть Жизнодавец, без Которого мы умираем и душевно, и телесно, и есть виновник смерти – дух злобы, который поражает наше сердце и всё существо смертью».
Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский
«Часто после усердной молитвы бесы нападают на нас с большой силой, как бы желая отомстить нам. Мало того, они даже после Приобщения с величайшим ожесточением стараются вселить в нас нечистые мысли и пожелания с тем, чтобы отомстить нам за сопротивление и победу над ними, и с тем, чтобы уменьшить в нас веру, стараясь как бы доказать, что нет нам никакой пользы от Святого Причащения, и наоборот, еще хуже бывает борение. Но не должно унывать от этого, понимая коварство врага, побеждать его верой и упорством в борьбе с ним».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
«На Тайной вечери «по хлебе вниде в онь» (в Иуду) «сатана» (Ин. 13:27), сказано. Так, для добрых людей Святые Тайны служат средством к укреплению в добродетели, а для злых не приносят никакой пользы, попросту приносят осуждение. После самого Причастия вошел в Иуду сатана. Христиане, смотрите: тотчас после Причастия от вашей беспечности, нетерпения или злого расположения души может войти в вас сатана. Боже мой! Какие быстрые переходы от освящения к совершенной скверне и осуждению! Смотри, и ты всевозможно терпи и смиряйся после Причастия, когда вместо радости ощущаешь тугу в сердце от погрешности, случившейся во время Литургии, или от недостатка веры. Боже мой! Малейшее сомнение в Тайнах лишает сладости и мира сердечного после принятия их, а производит тугу в сердце. Когда я буду иметь живую веру?»
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
«И падшие духи ведают силу Святых Тайн. Они трепещут ее, ненавидят ее, завидуют причащающимся, завидуют тою завистью, к которой способны демоны. Часто с исступлением нападают они на готовящегося к Причащению, расхищают его мысли, наводят на сердце холодность и ожесточение, приносят тяжкие греховные воспоминания и мечтания, стараются осквернить совесть, привести христианина в недоумение, воспрепятствовать Причащению; часто после приобщения совершают духи подобное нападение, опять с целью ввергнуть в недоумение, смущение, с целью поколебать веру, насеять мысль, что Причащение Святым Тайнам не приносит никакой пользы.
Эта невидимая брань, воздвигаемая духами злобы на причащающихся, служит свидетельством величайшей важности и пользы Святых Тайн. Драгоценно сокровище, к получению которого так усиливаются не допустить человека враги его! Драгоценно сокровище, которое так неистово стараются восхитить у человека враги его!
Утвердимся верою и противостанем мужественно супостатам нашим. Постараемся при приготовлении нашем к принятию Святых Тайн сохранить всевозможное бодрствование над собою; постараемся по принятии Святых Тайн сохранить это бодрствование над собою. Не убоимся душевной бури, производимой нашествием духов! Не допустим унынию и смущению овладеть нами. Действие Святых Тайн не преминет явиться в душе терпеливого подвижника, как является солнце на небе по очищении его от облаков. На враги моя воззре око мое (Пс. 53:9), сказал святой Давид по миновании возмущения, произведенного ими в душе его».
Преподобный Никодим Святогорец
«Всякий раз, как причащаешься, причащаясь сей Жертвы Бескровной, и себя самого приноси в жертву Богу, то есть изъявляй полную готовность по любви к Господу, за нас пожершемуся, терпеть всякую напасть, всякую скорбь и всякую напраслину, какие могут встретиться в течение жизни твоей».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
«Когда будешь возмущаться духом, вспомни о мире пренебесном, который ты получаешь после Причастия, и надейся получить его и теперь.
Если во время Литургии при совершении Святых Даров или после Причащения восстали в тебе помыслы сомнения, требуя, так сказать, от тебя доказательств, не обращай внимания на эти помыслы и не делай им чести приведением доказательств, а скажи только: «Я верую слову моего Господа, сделавшегося по любви ко мне Человеком и пролившего ради меня пречистую Кровь Свою».
Подготовила Анастасия Смирнова
05.12.2024