О смысле Успенского поста. Изнесение Креста Господня

Гуревич Валентин, иеросхимонах
Гуревич Валентин, иеросхимонах

Изнесение древ Животворящего Честнаго Креста.jpg Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня 1510–1520-е. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Вот и начался Успенский Пост. А еще сегодня, 14 августа, мы вспоминаем Изнесение честных древ Креста Господня. Каков духовный смысл происходящего в Церкви?

Во времена Византии это торжественное Богослужение было установлено для укрепления верующих силою Честнаго Креста: в августе в те времена обычно усиливались инфекционные заболевания. В наши дни мы придаем этому «крестному» Богослужению новое значение. Крест Господень износится для всеобщего поклонения с целью укрепления верующих, приступающих к подвигу Успенского Поста.

Успенский пост равен по строгости Великому. Крест износится для напоминания о необходимости отвергнуться себя: «…если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мф. 16: 24).

Успенский пост, как всякий многодневный, предлагает всем верным приобщиться и ощутить вкус иноческого, то есть постнического жития. Когда все христиане, в том числе состоящие в браке, воздерживаются, по мере возможности, от супружеского ложа и от всякого рода мирских попечений и развлечений, а также от скоромной пищи.

Ко спасению призываются все христиане – и монахи, и миряне. Нет особых, отдельных евангелий для монахов и мирян. Всем надлежит возлюбить Господа «всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» (Лк. 10:27). Но именно иноческий, ангельский чин призван исполнять эту заповедь во всей чистоте и полноте.

А живущим в честном супружестве сказано через апостола Павла: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7:3) И далее: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор. 7:5).

Но время от времени, по согласию – уклоняйтесь – для упражнения в посте и молитве, для того чтобы укрепиться в своем сосредоточении в Едином на потребу, на потерянном райском Богообщении.

WhatsApp Image 2022-08-14 at 11.04.30 AM.jpeg

Предстоящий Пост, начавшись с Изнесения Креста Господня, заканчивается праздником Успения Пресвятой Богородицы. Которая избранием благой части показала непревзойденный образец такого сосредоточения.

Вспомним: Она была зачата святыми и праведными родителями, три года питалась святым молоком праведной Анны, затем была приведена в Иерусалимский Храм для посвящения Господу. В Евангелии говорится, что ничего не следует предпочитать Богу – даже родителей, отца и мать: «Кто любит отца или матерь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). И вот мы видим, как эта заповедь исполняется трехлетним Младенцем. Казалось бы, естественная привязанность к матери, да еще какой матери – святой и праведной, к святому и праведному отцу должна крепко приковать Ее младенческое сердце к родителям. В таком возрасте дети не желают расставаться с родными, для них горем бывает, когда их принуждают, например, вместо родительского дома находиться в детском саду. Но что мы видим?

Как повествует предание, эта трехлетняя Девочка была настолько устремлена к Богу, что, оставив своих родителей, стремительно и удивительно легко поднялась по высоким, крайне неудобным для младенца 14 ступеням Иерусалимского храма. Настолько сильным было желание встречи и пребывания с Богом у этого Ребенка…

И первосвященник Захария по откровению свыше пошел навстречу Ее желанию; по его благословению Она возрастала в Святая Святых, убереженная от всех негативных влияний мира, оказавшись в самом что ни на есть удобном месте для нерассеянной молитвы.

И вся Ее дальнейшая жизнь была непрестанным Богообщением – даже зачатие и материнство не отвлекли Ее от Единого на потребу. Поскольку в момент зачатия, поистине непорочного, исполнились слова Архангела – «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1:35). А носимое во чреве, питаемое Ее молоком и находившееся с Нею в самом тесном общении Дитя было Богом, от Которого ни на мгновение не отвлекалось Ее внимание и любовь. И в результате по Своем блаженном Успении, минуя мытарства, Она сразу приемлется в руки Своего Божественного Сына.

Успенская плащаница.jpg Успенская плащаница

Как сказано в последовании Успения, «преставльшися от земли, Богу предстала еси, Богородице, от Бога никакоже отлучена бывши николиже от утробы матери».

Богородица всегда была и есть с Богом. Прежде всего Ей мы и призваны молиться, чтобы достигать поставленных целей.

И этот эталон, пример Богородицы, хотя и недостижим для прочих человеков во всей своей полноте, однако служит образцом для всех христиан. Помощь Одигитрии, Путеводительницы на пути спасения всегда действенна для прибегающих к ней – как отдельных людей, так и целых народов.

Пресвятая Богородица вместе с Ее сродником – святым Иоанном Предтечей, который также произошел от святых и праведных родителей и был огражден от нежелательных мирских влияний пустыней, особо укрепляют нас во дни всех многодневных постов.

Матерь Божия, Пречистая Дева – покровительница девства и монашеского целомудренного жительства, посвященного исключительно Богу, Которого следует возлюбить «всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим». И Ей Самой, как уже было сказано, находившейся под особенным, исключительным покровительством Всевышнего, обусловившим особые обстоятельства Ее зачатия, младенчества, отрочества, материнства, удобно было стяжать неразвлекаемую молитву и соблюсти заповедь нерасхищаемой любви к Богу. Поэтому именно Она стала покровительницей монашества, Игуменьей главного монашеского гнезда – святой Афонской Горы.

И Успенский Пост, во время которого, как уже было сказано, все верные призваны приобщиться к монашескому житию, посвящен Царице Небесной, а потому проходит именно под Ее покровительством и водительством.