В воскресенье, 15 сентября, в храмах звучало Евангелие о богатом юноше. Он считал себя богатым на земле в том, что делало его нищим для Вечности.
Христиане, которые практикуют чтение молитвы, используют четки – связанные друг с другом узлы. Мы тоже часто завязываем тяжелые узлы на тонких нитях нашей судьбы.
Еще много лет назад великий Аристотель сказал, что человек – животное политическое. Вся наша жизнь есть общение. Наш путь, над которым непрестанно совершается суд Бога, по сути, является плотной чередой встреч, краткосрочных или долгосрочных, утоляющих наш голод по восполнению себя через другого. Мы ищем встречи с другим, потому что ждем окончательной встречи с самим собой.
B этой сложной картине человеческих отношений, мозаике связей, мы завязываем узлы, нанизанные на тонкие нити судьбы. Чем сложнее отношения, тем плотнее узел.
Когда отношения добрые, светлые – они легкие. Но чаще всего мы делаем друг другу плохо: подставил на работе, пошушукал, посудачил, наклеветал, предал и – предел – убил человека. Завязал свои тяжелые узлы.
Чем сильнее затрагивается наше «я», тем больше оборотов невидимых нитей вокруг сердца. Чем больше людей, повязанных со мной, тем сложнее двигаться. Да, чем сильнее дух, тем больше нитей он готов плести. Мы уважаем тех людей, которые могут вести за собой миллионы – они сильные. Но сильных мало.
Каждая встреча друг с другом в пространстве личном или общественном – это всегда какая-то диффузия личностей друг в друга. Чем шире сердце, тем больше душ я приму в себя.
Здесь есть проблема, очень серьезная: в моих отношениях я страдаю от удобопреклонности (то есть от предрасположенности) к обладанию, и это делает меня их рабом. Чем больше связей и выше плотность пропитанности друг другом, тем больше число тех, кто мною обладает. Я думаю, что я владею, я управляю ситуацией. Нет, я раб рабов, мне подобных.
Сегодня мы слушали Евангелие о богатом юноше, который отказался следовать за Христом. Богатство – это всегда некий плод отношений, оно на пустом месте не возникает. И юноша не планировал освобождаться от этих связей.
Он считал себя богатым на земле в том, что делало его нищим для Вечности. И Господь, Бог Слово, Иисус Христое предлагает ему распутать себе путь и следовать за Ним, причем в числе самых приближенных. Христос – наш путь, истина и жизнь (Ин. 14:6). Он выпрямляет все зигзаги нашей судьбы.
В истории Церкви таковыми – приближенными – стали монахи, особенно отшельники.
Люди, живущие духом, давно поняли, что для монашества любые человеческие связи, даже родственные, – суть такие же узлы, отягчающие душу. Вспомним житие преподобного Симеона Столпника, когда он только готовился к пику своего подвига, но уже удалился. К нему пришла мать, и сын к ней не вышел. Она выплакивала свою материнскую боль, выплакала и ушла в монастырь. Сын к ней не вышел.
Монахи – суть те, которых Господь назвал идущими узкими вратами, в отличие от духовных обывателей. То есть нас с вами. Которые с растерянной и недовольной миной отворачивающихся от огненного призыва Евангелия – нам же проще быть в узлах.
Повязанные здесь, мы можем оказаться повязанными и в Вечности. Не случайно Евангелие предупреждает нас: «Что свяжете на земле, то будет связано и на небе» (Мф.18:18). Господь нам предлагает успеть все развязать еще здесь.
Признаемся: на резкие движения подавляющее большинство из нас не готово, мы не сможем друг без друга, мы все находимся в отношениях друг с другом, нам обязательно нужно присутствие другого.
Поэтому наша задача: если не освободиться от нагромождений связей, то хотя бы изменить их в лучшую сторону, просветить, облегчить, возвысить, утончить, в идеале – преобразить их до состояния церковности.
Иными словами, отягчающие узлы отношений претворить в прекрасные связи бескорыстно и чисто любящих друг друга светлых душ, единых через соборность.
Приближаться к этому идеалу – всю нашу жизнь – можно только через прощение. И не только у гроба друга или врага. Когда враг во гробу, нам легко простить ушедшего. Священник прочитает разрешительную молитву, мы пустим слезу. Как легко простить, когда человек ушел. Но прощать надо до этого момента.
Прощение – это путь к свободе, своей и всех.
Призываю всех успеть простить – всех – и обрадоваться свободой, отказавшись от ложного богатства юноши (см. Мф.19:23), успеть развязать узлы и обнищать со Христом Иисусом.
Ему же Слава во веки, аминь.
05.12.2024