О злых и добрых виноградарях нашего сердца. Иерей Георгий Кириндас

В воскресный день 22 сентября в храмах читалось Евангелие о злых виноградарях – притча, которая касается каждого из нас. Господь предлагает нам быть в числе «иных делателей», которые готовы отдавать Ему плоды трудов – добродетели – в Его же винограднике.

k2photo1667729318.jpg
Иерей Георгий Кириндас

Сегодня мы слушали три фрагмента Евангелия, из них базовым текстом является притча Спасителя о злых виноградарях. В ней Христос берет образы из жизни людей на Востоке.

…Есть хозяин виноградника, который нанимает работников, обеспечивает всех возможными условиями труда и ждет, что они по окончании своих трудов дадут плоды. Однако, потрудившись, виноградари неожиданно ведут себя странно: они возомнили себя хозяевами. Хозяин посылает своих слуг, виноградари их либо избивают, либо убивают, тогда хозяин посылает своего наследника – сына, те убивают и его.

И слушатели Христа признают, что после такого поведения виноградарей их ждет кара. И в ответ Христос цитирует Псалтирь, указывая на Его космическую миссию быть основанием мира, которая отвергается людьми, но утверждается в Предвечном Совете Триединого Бога. «Камень, егоже небрегоша зиждующие, сей бысть во главу угла» (Пс.117:22). 

Это образ из строительных технологий того времени. Чтобы построить дом, брался огромный валун, большой камень, и уже на нем возводилось жилище. Камень, избранный в качестве краеугольного, брал на себя всю тяжесть строящегося здания. Так и Бог Слово, Которым творится мироздание, есть его вечная Основа. Все здание мироустройства и нашего спасения зиждется на Христе. А Его Воплощение соединило миры горние и дольние, придавая им жизнеутверждающий импульс для развития и преображения.

75b5f8c5-b340-4fbc-a5b7-e8a903041e06.jpg

Сербский святой XX столетия прп. Иустин (Попович) в толковании на эту евангельскую притчу говорит: «Бог Отец поставил Бога Логоса как фундамент космического устроения; так во всем космосе, так и в каждом отдельном создании и твари… Своим воплощением, Своим вочеловечением Бог Логос снова становится краеугольным камнемъ вселенной, и каждой твари отдельно».

И поэтому отвергающий этот Камень убивает в первую очередь себя, а значит и весь мир. Еще древние греки говорили, что каждый человек – это микрокосмос. Микрокосмос человека в пространстве личного храма соотносится с макрокосмосом всего мироздания, Творец которого и есть всемогущий Господин, Владелец.

Мир как дом жизни призван стать храмом для спасения всех живущих, сообщество падших должно претвориться в Церковь спасаемых, злые виноградари обязаны вернуть изгнанных ими слуг Господа и признать над собой власть Его Сына.

5e1de8cb-9513-47c0-9462-d0d7f2558ca8.jpg

Во время Евхаристического канона мы приносим Господу Бескровную Жертву. Возносится Агнец Божий, чаша с вином – «о всех и за вся»: за убитых и за убивающих, за храбрых и трусов, за совестливых и за подлецов. Две тысячи лет назад апостол Павел сказал – нет не эллина, не иудея во Христе Иисусе (Кол. 3:11).

Христос страдает за всех.

Но в притче Христос – отверженный. Злые виноградари – это страсти, разрушающие заповеданный сад сердца. Человек убивает в себе Бога, заглушая Его голос – совесть, разрушая место Его присутствия – ум, пачкая его страстными впечатлениями и низкими мыслями.

Но Господин придет, это касается каждого из нас, будет встреча. Господин придет и предаст смерти этих злых виноградарей – у Господа много способов нас вылечить: сильная болезнь требует сильных и горьких лекарств.

И поэтому благо нам, если еще в этой жизни нас посещают испытания (так переводится церковнославянское слово «искушение»). Чтобы их не было потом, – надо успеть все развязать здесь.

Но это личные измерения. Упоминание Спасителем краеугольного камня вводит тему храма, он же – виноградник, насажденный хозяином дома. Здесь ложные виноградари убивают Дух Христов, искажая его ложными целями жизни и опустошая сердца людей подменными ориентирами и установками. Таких изгоняющих Дух Христов, согласно притче, ждет кара.

Господь предлагает нам быть в числе «иных делателей», которые готовы отдавать Ему плоды трудов в Его же винограднике в указанное время, носить в себе верных работников – добродетели, не отвергать, а приглашать, слушать и величать посланного к нам Сына.

Ему же Слава во веки.

Аминь.

Слово иерей Георгия 22 сентября 2024 г.