Одигитрия: путеводительница христианских народов

Гуревич Валентин, иеросхимонах
Гуревич Валентин, иеросхимонах

Сегодня, 10 августа, мы совершаем торжество, посвященное Царице Небесной ради Ее Смоленской иконы, именуемой Одигитрия. А что мы знаем об этом образе?

Смоленская икона Божией Матери.pngПразднуемая сегодня икона Пресвятой Богородицы была написана, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукою еще при Ее земной жизни и помещена во Влахернском храме в Константинополе.

На Русь она пришла вместе с дочерью византийского императора Константина Мономаха Анной, которая была выдана за черниговского князя Всеволода Ярославича.

Впоследствии их сын – Владимир Мономах – переправил эту икону в Смоленск, поместив ее в созданном им храме Успения Богородицы, и она стала называться Смоленской.

Первое название иконы – Одигитрия, то есть Путеводительница – связано с тем, что она сопровождала дочь императора Константина во время ее путешествия из Константинополя на Русь. Это наименование исполнено глубокого смысла.

В самом деле, Матерь Божия, усыновившая нас при Кресте Сына Своего, стала Матерью всех христиан. И так же, как мать по плоти учит свое дитя ходить, а своим воспитанием направляет его стопы на тот путь, который она считает верной дорогой в жизни, так же и Матерь Божия – Водительница на пути христиан в Царство Небесное.

Вспомним, как Мария Египетская, обратившись с молитвой к иконе Пресвятой Богородицы, услышала голос: переправься за Иордан и спасешься. Как старец Силуан, когда еще был в миру и согрешил, во сне услышал голос Богородицы, наставлявший его на правый путь. Подобные примеры можно продолжить.

Матерь Божия – Воспитательница и Путеводительница не только отдельных христиан, но и целых христианских народов.

Так, например, после рождения в днепровской купели нового христианского народа – Святой Руси, – Матерь Божия приняла этот новорожденный народ под Свое особое материнское покровительство, простерши над Святой Русью Свой омофор.

Вместе со святым Предтечей Она – покровительница иночества. И недаром Ее уделом стало главное монашеское гнездо – святая Гора Афон.

И вот, сразу же по крещении Руси Она посылает из этого Своего удела преподобного Антония Печерского, который, поселившись на Киевских горах, положил на Руси начало иноческой жизни, представляющей собою фундамент, основание жизни христианского народа.


Иночество – это соль земли, не имеющая права терять свою силу. От качества иноческой жизни, от интенсивности молитвенного подвижничества зависит жизнеспособность христианского народа.

В Большом Соборе нашей обители (Донского монастыря) на северной и южной дверях алтаря изображены Антоний и Феодосий Печерские. В руках у преподобного Антония – хартия с надписью: благословение святой Горы Афонской да будет на месте сем. То есть это благословение святой Горы и было, собственно, благословением ее Пресвятой Игумень, которое Преподобный принес на свою родину, ставшую, как и Гора Афон, уделом Царицы Небесной.

И неслучайно Святая Русь стала именоваться Домом Богородицы.

Пресвятая Дева стала Путеводительницей Святой Руси.

Она оказывала особенное внимание воспитателям русского народа, неоднократно являлась, например, преподобному Сергию и преподобному Серафиму.

Не раз Матерь Божия Своими святыми иконами являла помощь и покровительство Руси, в частности, в деле защиты от иноплеменников. Это относится и к празднуемой ныне иконе.

Попущением Божиим за грехи князей и народа несметные полчища Батыя устремились на Русскую землю, неся с собою бесчисленные беды, и ничто не могло воспрепятствовать им в разорении русских городов и весей, исключением в этом отношении явился Смоленск.

Когда враги подступили к городу, благочестивый пономарь ночью со слезами усердно молился перед образом Одигитрии в Успенском соборе и услышал голос, повелевающий ему идти к жителю города – Меркурию. Причем было указано, как найти его жилье, – с тем, чтобы Меркурий немедленно явился в храм в воинских доспехах. Пономарь поспешил исполнить повеление Пречистой и, действительно, без труда нашел Меркурия в указанном доме. Тот также в это время со слезами молился Божией Матери и уже, по Ее повелению, облачился в военные доспехи, взяв меч.

Они явились в Успенский собор и предстали перед чудотворным образом. Царица Небесная повелела Меркурию тотчас, под покровом ночи, идти за город, в неприятельский стан и убить их предводителя – обладавшего сверхъестественной силой исполина, причем предсказала ему, что сам он погибнет и беспрепятственно переселится на небеса. Повеление немедленно было исполнено.

Меркурий, оставшись незамеченным как своей стражей, так и неприятельской, пробрался в середину расположения вражеского войска, убил предводителя и, уподобившись библейскому Самсону, начал в одиночку поражать воинов. Причем никто не мог оказать ему сопротивления. Враги были посекаемы не только Меркурием, но и некими молниеносными мужами. Однако в конце этой битвы Меркурию отрубили голову. Наутро жители Смоленска обнаружили вблизи города бесчисленные трупы врагов. 

Впоследствии почитаемый список со Смоленскойиконы присутствовал на Бородинском поле в Отечественную войну 1812 года, когда помощью Богоматери была одержана победа.

 Молебен на Бородинском поле. Художник: Егор Зайцев Молебен на Бородинском поле. Художник Егор Зайцев.jpg

В наши дни мы вновь испытываем острую нужду в помощи и путеводительстве со стороны Божией Матери.

То разорение и бедствие, которое сегодня терпит народ, – следствие того, что он пошел за лжеучителями, поверив, что возможно без Бога устроить на земле всеобщее благоденствие. Но без Бога, которым мы «и живем, и движемся, и есмы», народ утратил жизнеспособность. Народ вымирает, по слову псалма: «семя нечестивых потребится»; жены не хотят спасаться чадородием, мужи не желают в поте лица землю пахать, монахи не хотят молиться. И опять «ради нас имя Божие хулится у язычников».

Сегодня снова Божий «виноград пожжен огнем и раскопан, озоба и вепрь от дубравы и уединенный дивий поядают и». Приходят иноплеменники – китайцы, мусульмане, которые и чадородием спасаются, и землю обрабатывают. Как Спаситель в свое время ставил в пример Израилю добродетели иноплеменников, так и сегодня потомки православных могут многому научиться у иноверцев.