Парадоксы истинной любви. К дню памяти философа Ивана Ильина

9 апреля празднуется день рождения великого русского мыслителя Ивана Александровича Ильина (1883-1954). О нем – рассуждения духовника Донской обители Москвы иеросхимонаха Валентина (Гуревича).

Гуревич Валентин, иеросхимонах
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

Лучшая дань памяти почитаемого нами человека – это воплощение его прекрасных и благотворных замыслов в жизни его отечества, в практике нашего общественного, государственного и национального развития, во всех сферах народной жизни. То есть, речь идет о том, что теперь называют актуализацией творческого наследия.

И.А. Ильин предвидел бедственное состояние посткоммунистической России, печальную картину нравственного упадка, вездесущей коррупции, беспрецедентного развала государственной и хозяйственной жизни. И с чрезвычайным усердием и компетентностью разрабатывал пути выхода из этой ситуации.

И для нас сегодня его мысли и разработки имеют неоценимое значение.

В этом выступлении коснемся лишь одной из его мыслей, которая представляется нам крайне важной и имеющей отношение к коренному принципу общественной жизни.

И здесь нам кажется уместным начать с цитаты из Ильина, в выступлении архиепископа Евгения (Решетникова), на юбилейной конференции, посвященной 125-летию выдающегося мыслителя. Вот фрагмент его выступления:

– Сравнивая одухотворенную любовь, источником которой является Бог, с обычным религиозно-слепым воззрением, которое убеждено, что последнее слово всегда принадлежит гуманности, что здоровье лучше болезни, что власть лучше подчинения, что богатство лучше бедности и что жизнь всегда лучше смерти, И.А. Ильин дает замечательное описание истинной любви:

“Истинная любовь не измеряет усовершенствование человеческой жизни довольством отдельных людей или счастьем человеческой массы, ей ведомы все духовные опасности, связанные с наличностью земного наслаждения и всё духовное значение его утраты. Ее видение давно открыло ей, почему болезнь может быть лучше здоровья, подчинение лучше власти, бедность лучше богатства. Именно сила этого видения укрепила ее в убеждении, что доблестная смерть всегда лучше позорной жизни, и что каждый человек определяет себя перед лицом Божьим именно тем моментом, который заставляет его предпочесть смерть”.

Могила Ивана Ильина с супругой Натальей в Донском монастыре И вот, можно сравнить эти мысли со словами Самого Господа, – известно, откуда И.А. черпает: «кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:35), а «сберегший душу свою потеряет ее» (Мф. 10:39).

Евангелие, заповеди Божии, заповеди Священного Писания – это записанная совесть. И вот, кто потеряет душу свою ради совести, тот сбережет ее. А сберегший душу свою, благодаря сделке с совестью, и продолжающий свою позорную жизнь потеряет ее.

Обычно людям свойственно понимать благополучие человека и народа именно как довольство земное, телесное, которое удовлетворяет человеческому самолюбию, избавляет от обид, несправедливостей, болезней и доставляет необходимые житейские удобства – достаток в пище, одежде и других материальных благах. Их понятия, в общем, вполне укладываются в правило: лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, лучше быть начальником, чем подчиненным и жить лучше, чем умереть.

Качество любви к отечеству зависит от состояния души того, кто эту любовь проявляет. Например, любовь к отечеству у предреволюционной интеллигенции проявлялась в желании, чтобы родина вполне уподобилась Европе с ее последними материальными достижениями. И авангардными идеями свободной любви, эмансипации и освобождения женщины от семейного ярма и… материнства.

Материнство – основополагающее для общества служение.jpg Материнство – основополагающее для общества служение

Размышляя о материнстве, можно вспомнить прекрасные библейские примеры, когда от святых родителей рождались святые дети, которые сделали самый существенный вклад в духовное совершенствование человека.     

В начале 90-х годов прошлого века предстоятель Американской Православной Церкви Митрополит Феодосий в своей проповеди, произнесенной на литургии в Малом Соборе нашей, Донской обители, обратился к прихожанам с просьбой: «Помолитесь о моих соотечественниках. Они такие материалисты! Они говорят: все есть, зачем еще Бог?» Здесь мы опять видим проявление этого духовного закона, который вполне сознавал Митрополит:

материальное благополучие может быть во вред благополучию духовному, ибо богатому трудно войти в Царство Небесное…

Мы не утверждаем, что вообще грех желать своим близким земных благ. Но на первом месте должно быть желание благ духовных. И в конце всякого молитвенного обращения следует добавлять: «но не как я хочу, а как Ты; да будет воля Твоя».