Сегодня в нашей Святой Церкви двунадесятый праздник, именуемый Богоявление, или, по-гречески, Θεοφάνεια (Феофания).
И именно сегодня – день кончины одного из великих русских святых мужей, который в монашестве был наречен именем Феофан.
И это – одно из знаменательных чудесных совпадений, которыми изобилует Христова Церковь. Они подкрепляют веру и оберегают нас от пагубных сомнений и колебаний.
Ибо веру нашу надо беречь как зеницу ока: она сохраняет в нас человеческий богоподобный облик.
Без веры все позволено: освобожденные от ее узд люди склонны пускаться во все тяжкие грехи, особенно в наши антихристовы времена. Души человеческие стремительно деградируют, превращаясь из богоподобных в звероподобные и скотоподобные.
На это мы можем услышать возражения некоторых атеистов, ссылающихся на наличие совести у всех людей независимо от их духовной ориентации.
Издревле мудрость здесь состоит в том, что необходимо подкреплять совесть тем, как записана она в Священном Писании, в весьма авторитетных источниках. Страстное желание человека, попавшего в рабство или неодолимую зависимость от какой-либо страсти, легко преодолевает голос совести аргументами формальной логики, способной убедительно доказывать право на преступление любой самой святой заповеди.
Человек всегда желает быть хорошим в собственных глазах и поэтому измышляет собственный кодекс поведения вместо законов Бога и совести. Так вместо Закона Моисеева и Евангельских заповедей появляются их заменители. Это – кодекс «воров в законе», «классовая целесообразность» вместо «буржуазной морали». Далее – женская эмансипация и «свободная любовь» вместо «принудительного брака». Наконец, «радужный» кодекс сексуальных меньшинств – «идеал содомский» вместо «идеала Мадонны», «право на бесчестье», а потом – и на убийство собственных детей еще в утробе…
Это стремительное превращение богоподобия душ в звероподобие и скотоподобие особенно характерно для нашего времени цивилизации мегаполиса-вавилона, по словам Библии, «матери блудницам и мерзостям земным, ставшей пристанищем всякому нечистому духу, всякой нечистой и отвратительной птице». И с другой стороны, для этой цивилизации характерен еще один признак последних времен, когда, по словам Господа, «от умножения беззаконий оскудевает любовь многих» (Мф. 24:12), а ее место занимает умножающаяся злоба и агрессивность.
И, соответственно, стремительно растет кощунство и безверие, несмотря на еще совсем недавний печальный советский опыт, когда именно из-за беспрецедентного поругания святыни, сопутствующего отречению от святых заповедей, страна претерпела беспрецедентные бедствия и катастрофы.
Обычно в двунадесятые праздники отсутствуют памяти святых. Но для святителя Феофана Затворника сделано исключение ради особой знаменательности этого совпадения.
Конечно, можно счесть это простой и досадной для атеистов случайностью, но для верующего человека, как говорится, случай – это псевдоним Бога.
Святителю Феофану Затворнику обыкновенно свойственно обильное благодатное слово, когда он говорит на духовные темы, но вот речь заходит о Богоявлении, составляющем суть нынешнего праздника, и его слово отличается краткостью и лаконичностью. Несмотря на то, что само имя, которое он носит (полученное при монашеском постриге), в сущности, означает именно это великое событие.
Вот что он говорит о Богоявлении Бога в Троице:
«Крещение Господа названо Богоявлением, потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец – гласом с неба, Бог Сын – воплотившийся – крещением. Бог Дух Святый – нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает, а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Святого Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество.
Приидите, востечем умно горе, и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, – спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее».
По словам Симеона Нового Богослова: «Никто не может добре и полно постигнуть умом и выразить словом догмат о Пресвятой Троице, сколько ни читай Божественное Писание. Истинно верующий и не берется за это, но приемля с верою написанное, в этом одном пребывает, ничего более не пытая, и кроме написанного и того, чему научен, совершенно ничего другого не может он сказать пытливым и самонадеянно дерзающим исследовать Божественное».
То есть человеческий рассудок некомпетентен в духовных вопросах. Ибо, как сказал апостол Павел, духовное познается духовным. Духовное судит обо всем, в том числе и о том, что ниже его. А о нем никто судить не может. То есть низшее не может судить о высшем.
И конечно, когда речь идет о самой сердцевине бытия, о природе Самого Бога, Его троичности, – тут уж и нечего говорить – не может даже стоять вопрос о компетентности человеческого рассудка в этой области.
И даже если человек обрел духовный разум, ум Христов, способный постигать природу Божества, то поскольку она не поддается описанию, неописуема и несказуема, то выразить эту природу человеческой речью невозможно. И в этом случае человек также не будет многословен.
Свидетелем Богоявления Пресвятой Троицы, боговидцем, явился пророк Иоанн Предтеча, Иоанн Креститель, проповедник покаяния.
Ранее родоначальнику богоизбранного народа праотцу Аврааму Бог явился и общался с ним в образе трех Ангелов.
Святой Иоанн Предтеча вместе с Пресвятой Богородицей Девой Марией – лучшие, чистейшие представители рода человеческого. Будучи сродниками, они произошли от святых родителей, были выношены в святом лоне своих матерей, питались их святым молоком, условия их отрочества таковы, что они были ограждены от дурных влияний мира.
Пречистая Отроковица возрастала во Святая Святых Иерусалимского Храма, а святой Иоанн Предтеча – в пустыне, питаемый Ангелом. И в результате эти лучшие из людей, Она – «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», он – «больший из рожденных женами», как показано в деисусном чине, ближе всех святых предстоят страшному Престолу Славы.
И это знак того, что они имеют преимущественное дерзновение в молитвах ко Господу о падшем человечестве.
19.04.2024