Почему любовь человеческая может порабощать и даже убивать?

Климов Георгий, протоиерей
Климов Георгий, протоиерей

Страсть.jpeg

Часть I. Евангелие постигается жизнью

Продолжаем размышлять над страницами Евангелия и жития преподобного Сергия Радонежского. Как же эти высоты Евангельски чистого соединенного с Господом духа далеки от тех низменных страстей обладания, манипулирования другими, что так часто сейчас встречаются...

Парадоксы духовной жизни комментирует для наших читателей протоиерей Георгий Климов, преподаватель Московской Духовной Академии, благочинный Троицкого округа Москвы.

Если мы будем исполнять заповеди Евангелия, Сам Бог уже будет действовать через нас в мире

Именно забывая себя, самоустраняясь, вытесняя свое эго из центра своей личности, подвижники возрастают в любви к Богу, вмещают Его в себя и могут являть уже именно любовь Божию. Так реализуется заповедь о любви к Богу и людям (Мф. 22:35-40).

Причем самое лучшее, что мы можем пожелать другим, как и себе, – это быть возлюбленными любовью вовсе не человеческой, она не совершенна, может порабощать и даже убивать другого, а любовью Христовой. Именно потому, что подвижники смиряются, то есть последуя Господу, добровольно умирают во Христе, Дух Божий животворит их всех, а также всё вокруг.

Ночная молитва монахов.jpg Ночная молитва монахов

Откуда, казалось бы, силы у монахов устраивать бдения – не спать ночами?

Они по любви ко Христу (Ин. 14:21) соблюдают заповедь «бодрствовать и молиться» (Мк. 14:38). И сподобляются посещения Божией Матери, апостолов, Самого Господа – как это было у преподобного Сергия, других святых. Видят пророческие видения, как Преподобному было показано в образе множества птиц количество его учеников.

«Кто не собирает со Мной, тот расточает» (Лк. 11:23), – Господь свидетельствует, что человек не может быть не окрадываем, если не подвизается ревностно и постоянно. Преподобный Сергий собирает со Христом. Причем даже тогда, когда умершие во грехе его современники уже бессильны что-либо предпринять. Преподобный Сергий как собирал, так и продолжает уже почти спустя более 700 лет собирать учеников в Лавру, собирать Русь.

Нам ничего здесь, в этой жизни, не может принадлежать

Господь наделяет каждого человека способностями и дает силы, в соответствие с чем поручает и делание каждому из нас. Помните притчу о талантах (Мф. 25:14-30): одному дается пять, другому два, третьему один талант, и спрашивается потом с каждого пропорционально данному.

В конце этой притчи Господь произносит парадоксальные слова: «Всякому имеющему дано будет, а у не имеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25:29). Это значит, что человеку нельзя ничего себе в этой жизни присваивать. Мы только можем работать Господу, и Он по милости Своей дает нам силы и приумножает результат здесь и в жизни вечной. Так мы возрастаем в любви. Иначе любые труды напрасны. Нам ничего здесь, в этой жизни, не может принадлежать. Даже наша, казалось бы, собственная душа на самом деле собственность ее Создателя – Бога. Тот, кто думает иначе, – тать (т.е. вор) и человекоубийца по отношению к самому себе. Такой человек работает не на спасение, а на уничтожение своей души. И у этого «не имеющего отнимется и то, что имеет» – сказано в Евангелии от Матфея, а в Евангелии от Луки другая формулировка: «отнимется и то, что думает иметь» (Лк. 8:18). Потому что такой человек живет так, как будто будет жить на земле вечно. Но грешник себя вечности уже лишил. Он думает, что он имеет ее в перспективе, но это не так.

Душа создана бессмертной. Чтобы оставаться сама собой, должна принадлежать Тому, Кто ее создал.jpg Только в Боге душа успокаивается и обретает счастье. Счастье – это часть с Богом

Душа создана бессмертной и, чтобы оставаться самой собой, должна принадлежать Тому, Кто вечен – Творцу.

Если это еще не так, пока Господь длит нашу жизнь, мы можем покаяться.

Как посвятить свою душу Богу?

Посвятить свою душу Богу, можно только умерев для этого мира (т.е. отказаться от всех наших привязанностей здесь), чтобы родиться свыше (Ин. 3:5). Тут реализуется Евангельский принцип: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:34). И как Господь сказал: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30), так и мы ценой Голгофских Страданий Спасителя искуплены Им от греха и смерти.

Тогда действительно становится понятно, почему грешникам по всемудрому устроению Божию, – тем, кто, казалось бы, дальше всех удален от Царствия Небесного, легче всего при покаянии принять Христа.

Они уже имеют опыт смерти, их души уже были умерщвлены для вечной жизни смертным грехом. Они уже знают, что значит умирать, а покаяние открывает им опыт совоскресения со Христом.

Для того же, кто рожден, скажем так, в благополучной духовной перспективе, велик соблазн душу свою сберечь: если я ничего особо тяжкого не совершал, зачем же я буду ее губить… Но эта эгоистическая самоуспокоенность как раз свидетельствует об отсутствии любви.

Зачем нам Спаситель?..

Спаситель.jpg

Это и есть та самая остановка: нам и так хорошо, не надо нам никуда дальше идти, зачем нам Спаситель? Это прельщение сатаны, обманчиво утверждающего царство мира сего в качестве навечно отданного во власть тем, кто поклонился ему (см. Мф. 4:9). Причем человек может, поклонившись уже диаволу, поработить себя ему, а обманчиво успокаивать себя, что самовластен и поклоняется еще при этом Богу. В этом Христос обличал фарисеев (Ин. 8:19, 23-24, 33-47). От того-то Он и говорил им, что «мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31).

В книге «Из тайников сердечных» приводятся слова отца Иоанна (Крестьянкина), сказанные им девушке, которая чуть ли не впервые оказалась в Церкви: «Ты близка к Царствию Небесному». Та стала показывать на подругу из священнического рода: «Она близка!» «Нет, – ответил батюшка Иоанн, – мы с ней дальше». И это известная закономерность. Помните у аввы Дорофея пример: в крушении тонет корабль, и две сестры-близняшки остаются без родителей. Одну берет к себе блудница, а другую монахиня. И авва говорит: на Страшном Суде с них будет разный спрос, потому что одна росла в развращенной среде, а другая в благочестивой. И та, которая попала к блуднице, возможно, подпадает под слова Господа: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил. 2:32; Деян. 2:21; Рим. 10:13). А с той, которая воспитывалась монахиней, спросится, конечно, иначе. Ей многое было дано.

Продолжение следует.

Записала Ольга Орлова