«Постоянно действующее» чудо на православную Пасху

Христос воскресе! Святая Православная Церковь отмечает пасхальные торжества. О сути происходящего и о пасхальном чуде Благодатного огня рассказывает иеросхимонах Валентин (Гуревич).

Каждому двунадесятому празднику предшествует предпразднство и последует попразднство. Это – как в природе отсутствуют резкие скачки между днем и ночью, зимой и летом; их разделяют вечерняя и утренняя заря, весна и осень.

Время предпразднства, с особыми предпраздничными Богослужениями, предназначено для того, чтобы человек имел возможность подготовиться внутренне, вникнуть в смысл приближающегося праздника, с целью – получить в самый праздничный день максимальную духовную пользу. А период попразднства предоставляет возможность, после кульминации праздничных торжеств, продолжить Богомыслие на тему праздника, чтобы его смысл для нас еще более прояснился.

Продолжительное пасхальное «предпразднство», состоящее из сорокадневного строгого поста и Страстной Седмицы, призвано обеспечить возможность внутренней подготовки, необходимой для того, чтобы с максимальной духовной пользой встретить великий день Воскресения Христова и сподобиться Пасхальной радости, которую Господь наш Иисус Христос желает сделать неотъемлемой и вечной для каждого человека. 

Преподобный Серафим Саровский.jpg
Преподобный Серафим Саровский

Эта воля Божия исполнилась, например, на преподобном Серафиме Саровском, который во всякое время года приветствовал всякого человека словами: «Христос воскресе, радость моя!»…

Господь для этого и пришел с Неба на землю, учил и воспитывал Своих учеников и Апостолов, которые должны были распространить Его Учение по всей вселенной. И для этого Он совершил величайший Подвиг Крестного Самопожертвования… 

Погребение Христа. Художник Карл Генрих Блох.jpg Погребение Христа. Художник Карл Генрих Блох

Итак, светлому празднику Пасхи предшествовал долгий подготовительный период Святой Четыредесятницы – время сугубого покаянного подвига поста и молитвы. Когда каждый член Святой Церкви был призван готовить свою душу, очищать сердце для встречи с Воскресшим Господом. А во время Страстной Седмицы, благодаря прочитыванию всех четырех евангелистов, мы имели возможность освежить в памяти все земное поприще воплотившегося Сына Божия. И, в особенности, – сосредоточить свое Богомыслие на последних днях, непосредственно предшествовавших Светлому Воскресению, включая воспоминание Тайной вечери в Великий Четверг, а также – Великую Пятницу с чтением двенадцати Евангелий, повествующих о Страстях Господа нашего Иисуса Христа, о Его великом и спасительном для нас Крестном Самопожертвовании.

И, наконец, сошествие Благодатного Огня на Гроб Господень в Иерусалимском Храме Воскресения в Великую Субботу, которое благодаря новейшим техническим средствам стало доступным вниманию человечества на всем земном шаре, дает нам обильную духовную пищу, которая нуждается, так сказать, в переваривании и усвоении…

Благодатный огонь сходит на Православную Пасху.jpg Благодатный огонь сходит на Православную Пасху

Надо сказать, что в большинстве случаев эти новейшие технические средства массовой информации вредят людям, распространяя всюду зловоние греха. Но, как говорится, нет худа без добра…

Кстати, многих смутили, например, высказывания в средствах массовой информации, в которых содержатся сомнения в подлинности этого чуда Благодатного Огня, насмешки и даже обвинения в жульничестве в адрес Предстоятеля Иерусалимской Церкви, подозрения, что он входит в Кувуклию с зажигалкой в кармане.

Подобные сомнения и обвинения были высказаны даже православными клириками.

Но вот недавно один заслуженный ученый, физик, руководитель лаборатории плазмы Курчатовского Института ядерной физики, сотрудничающий с Комиссией по изучению чудесных явлений при Московском Патриархате, присутствовал в Иерусалимском храме Воскресения в Великую Субботу. И его приборы в момент схождения Благодатного Огня зафиксировали мощный всплеск электромагнитного излучения, как это обычно происходит в момент плазменного разряда. То есть, конечно, зажигалка или спички такого эффекта вызвать бы не могли... 

Эти именно приборы он принес с собою в храм, потому что в результате предварительного обсуждения с сотрудниками упомянутой Комиссии Патриархата было сделано заключение, что явление Благодатного Огня связано с процессами, в которых участвует низкотемпературная плазма.

Физикам ясно, что это действие низкотемпературной плазмы не могло быть в Иерусалимском храме вызвано людьми, искусственно, ни в наше время, ни, тем более, в древности. Что это явление, учитывая его удивительную регулярность, могло быть произведено только неизвестной Силою, свыше… 

От людей могла исходить только… молитва.

И вот сейчас, в этот светлый, длительный период, если можно так выразиться, «пасхального попразднства», мы имеем возможность глубже вникнуть в смысл этого величайшего из праздников, о котором Святая Церковь воспевает: «Един суббот Царь и Господь, праздников Праздник и Торжество есть торжеств»…

В частности, и в этом чуде Благодатного Огня мы можем, при внимательном рассмотрении, обнаружить чрезвычайно богатое духовное содержание, ибо язык чуда, которым говорит с нами Небо, емок и многозначен.

Господь долготерпелив и многомилостив. Он терпеливо и милостиво повторяет это «постоянно действующее» чудо каждый год вот уже на протяжении многих сотен лет. И мы обязаны внимательнее вникнуть в значение и смысл этого чуда хотя бы ради того долготерпеливого и из ряда вон выходящего постоянства, которое проявляет здесь наш Господь…

Свойство этого огня в течение некоторого времени после своего возникновения, благодаря низкой температуре пламени, не опалять – это свойство того огня, который наблюдал еще в седой ветхозаветной древности Боговидец Моисей. 

Благодатный огонь не обжигает.jpg Благодатный огонь не обжигает

Тогда этот огонь не опалял Неопалимую Купину. Теперь этот огонь не опаляет бороду православного Патриарха, по молитве которого он «сходит с Небесе». Тогда из среды этого огня Пророк услышал Голос: «Я – Бог отцов твоих – Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова». Теперь этот огонь красноречиво свидетельствует подлинность следующих истин:

1.  Воскресения Христова, – ибо он на протяжении многих сотен лет ежегодно является в момент Воскресения на месте Воскресения.

2.  Божественной природы Спасителя, как Сына Божия, ибо из среды точно такого же огня Моисею было сказано: «Я – Бог Авраама, Исаака и Иакова», то есть, Воскресший – тот же Бог, что и во времена Моисея.

3.  Того, что именно Православная вера – единственная законная наследница древней Богооткровенной религии, данной людям Богом Истинным. Ибо именно по молитве православного предстоятеля в день православной Пасхи совершается это чудо.

Когда-то «род прелюбодейный и грешный» требовал «знамения с Небесе». Вот вам оно – «знамение с Небесе». «Разумейте, языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог»!

Человеческий рассудок, вспомоществуемый изощренным лукавством древнего змия, может с успехом аргументировать любое еретическое отклонение от правой веры. Но одну веру Господь хранит и свидетельствует ее спасительность Своим Божьим чудом. Ибо если бы Господь перестал хранить и направлять Духом Своим Святым одно верное вероучение, то человечество совсем заблудилось бы в лабиринте дьявольской аргументации, состоящей на службе у старого сатанинского принципа – «разделяй и властвуй».

Но Господь Своим языком чуда предоставляет возможность обрести и укрепить в себе правую веру – для искренне желающих спасения, чье неверие принадлежит к разряду «неверия доброго», честно ищущего прочный фундамент для своей веры.

4.  И еще одно обстоятельство. Видимо, не случайно напрашивается, приходит на ум эта параллель: огонь Неопалимой Купины – огонь Гроба Господня. 

Огонь Неопалимой Купины, явленный Моисею.jpg Огонь Неопалимой Купины, явленный Моисею

Дело здесь не только в одинаковости, тождественности того и другого огня, который не опаляет. Явление того и другого огня связано с понятием «Пасха», то есть, «Переход». Голос из среды пламени, охватившего Неопалимую Купину, повелел Моисею вывести народ Божий из дома рабства в землю обетованную, текущую молоком и медом. Этот «переход» из дома рабства в землю свободы – прообраз новозаветной Пасхи, празднование которой каждый год сопровождается явлением того же самого благодатного огня. Моисей сказал во Второзаконии: «Пророка воздвигнет вам Господь из братьев ваших, как меня, Его слушайте». На эти слова Моисея ссылаются Апостол Петр и архидиакон Стефан, когда проповедуют о Спасителе. Что значит – «как меня»? Было много людей в Израиле, сподобившихся от Бога пророческого дара, которым Бог повелевал возвещать Свои обличения и волю Богоизбранному народу и его царям. Но Моисей здесь говорит, во-первых, о каком-то одном Пророке и, во-вторых, добавляет – «как меня». Моисей, обладавший даром пророчества и сопутствующим ему даром чудотворения, имел еще одну особенность – кроме этого он был облечен еще миссией вождя, причем, такого вождя, который ведет народ из страны рабства в страну свободы. И когда он говорит о будущем Пророке, причем, подобном ему («как меня»), то под этим, видимо, следует разуметь именно эту особенность – что этот Пророк будет одновременно и Вождем, который должен спасти народ, то есть, вывести его из земли рабства в землю свободы. Итак, этот Пророк, которого прообразовал Моисей, этот новый Вождь – Сам Спаситель, новая «Пасха» – «Переход» («Аз есмь Путь») из дома рабства греху и страстям в страну свободы от греха и страстей. 

Эта страна свободы – Новая Земля под Новым Небом, в которой вместо молока и меда – ничем непоколебимый неизъяснимый Вечный Покой и неизреченные блага. Ибо, по свидетельству Апостола, «око не видело, и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило, что уготовал Бог любящим Его». Блаженство души, соединившейся с Богом на Новой земле, превышает всякое земное утешение. Человек становится наследником Отца Небесного, или сонаследником Сына Божия – по Ап. Павлу. И все, что имеет Отец, Он дарует человеку. Последний становится, в частности, причастником всеведения Божия, которое безмерно превышает всякую земную науку, знающую лишь конечное число мегабайтов. В то время как «Разума Его (Бога) несть числа». А из математики известно, что любое конечное число, даже очень большое, по сравнению с бесконечностью – бесконечно малое, ничтожное… Кроме того, Творец вселенной знает Свое творение, как оно есть, адекватно, в то время как научное знание всегда приблизительно, относительно и неадекватно объекту познания. Благолепие Царства Небесного бесконечно превосходит все земные красоты и искусства. Всемогущество Царя Небесного, наследником которого становится сонаследник Мессии, несравненно превышает могущество всех земных владык, императоров и президентов. Божественное творчество, причастником которого становится новый человек, по своей грандиозности не идет ни в какое сравнение с творчеством всякого земного гения. Богатство, ожидающее человека в обетованном Царстве, неизмеримо превышает богатство всех земных миллиардеров вместе взятых – «Моя бо есть вселенная и исполнение ея». 

Таким образом, все компоненты того, что люди называют счастьем (блаженством), – того, что тщетно ищет человек на земле, оставаясь в страстном, греховном состоянии, он обретает только в обетованной области Царства Небесного внутрь нас, куда ведет общество верных Новый Вождь. 

Понятно, что новозаветная Пасха в отличие от ветхозаветной представляет собою не пространственное перемещение («переход»), «не прехождение местное». Это движение внутреннее, цель его – Царство Небесное, которое «внутрь нас есть». Пасхальный агнец Ветхого Завета имел глубокое прообразовательное значение. Новая Пасха, пасхальный Агнец Нового Завета – это Сам Господь Иисус, распятый на Кресте за грехи мира и давший Себя в снедь верным. Очистивший душу крещением, покаянием и с молитвой снедающий Его, под видом хлеба и вина, претерпевает Божественное преображение своего естества, представляющее собою то внутреннее движение, о котором идет речь. 

Мы знаем, что огненный столп шел впереди народа Божия во время «перехода» в Землю Обетованную. И сегодня этот же путеводный огонь во тьме светит и не дает путникам сбиться с пути в страну Вечного Блаженства…

Итак, Божественный огонь Неопалимой Купины, который был с Моисеем, теперь свидетельствует о Воскресении Иисуса Христа – этого Вождя Исхода из рабства греху в обетованную Им Новую Землю свободы – Вождя, которого прообразовал Моисей, выведя Израиля из Египта в землю Ханаанскую. 

Воскресение Христово .jpg Воскресение Христово

Именно в этом сердцевина спасительного Божьего Промысла о человеке. Мы видим, что этот неопаляющий огонь присутствует и в событиях, связанных с ветхозаветной Пасхой, и являет себя во время новозаветных пасхальных торжеств. Этим как бы подчеркивается многозначительная глубинная связь этих двух событий, именуемых словом «Пасха», и это еще один знаменательный момент, который Господь пытается донести до нашего сознания, используя многозначный и емкий язык чуда… 

5.  Во всем этом также усматривается ясное указание на то, что как Православная вера – единственная законная наследница Богооткровенной веры Ветхого Завета, так и, соответственно, Православная Церковь – общество верных, народ Божий – единственный законный преемник Церкви Ветхозаветной, то есть, общества Израильского. Таким образом, теперь этот благодатный огонь, бывший прежде с Моисеем в пустыне, ведет народ Божий, Православную Церковь, в Новую Землю под Новым Небом.

Те иудеи, которые не идут за Новым Вождем, а предпочитают как бы оставаться верными Закону Моисееву, должны отдавать себе отчет, что тем самым они противятся самому Моисею. Ибо он призывал быть послушными тому Пророку, которого «воздвигнет вам Господь из братьев ваших, как меня», то есть, именно, Спасителю[1]. Они противятся, таким образом, Промыслу Божию о себе, провозвестником коего был Моисей. Этот Промысел Божий предусматривает нечто лучшее, чем освобождение от рабства чужеземцам, каковое освобождение, осуществленное под водительством Моисея, было только прообразом того лучшего освобождения от рабства греху и страстям, совершаемого под водительством Нового Вождя, предсказанного Моисеем. Христос воскресе! 



[1] Ср.: Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне (Иоанн, 5, 46).