Посвятить свои страдания Богу. И что будет, когда мы воскреснем?

Недавно мы публиковали ответ на вопрос наших читателей о том, как причащаться на Светлой седмице. А теперь поговорим о смысле самого этого Таинства Евхаристии. Чего мы сподобляемся, причащаясь? И каков для нас практический смысл Воскресения Христова? Об этом наш разговор с известным миссионером протоиереем Олегом Стеняевым.

– Отец Олег, Христос воскресе! А мы же тоже все воскреснем? Каким будет это наше воскресение?

– Воистину воскресе Христос! И все мы воскреснем. Воскреснет у каждого именно его тело, соединенное именно с его душой. Хотя тело и изменится, но это будет узнаваемое тело, которое сохранит индивидуальные особенности: «…тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:53); и еще: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его…» (Иов. 19:25–27). По своим духовным и физическим качествам наше тело будет напоминать тело Господа Иисуса Христа по Его Воскресении из мертвых. Святитель Иоанн Златоуст считал, что если мы хотим пережить воскресение Жизни, а не воскресение смерти, то мы должны духовно воскреснуть для Бога уже в этой, земной жизни, тогда мы не переживем духовной смерти в аду: «Когда блудник делается целомудренным, корыстолюбивый – милосердным, жестокий – кротким, то и в этом заключается воскресение, служащее началом будущего…»

Святой Макарий Великий говорил: «И подобно тому, как царство тьмы и грех сокрыты в душе до дня Воскресения, когда и тела грешников облекутся во тьму, которая сейчас таится в их душах, также и Царство Света, Божественный образ, Сам Иисус Христос, таинственно освещающие души святых, в которых они царствуют уже в этом веке, скрыты от внешних глаз… до дня Воскресения, но тогда и тела святых облекутся в одеяние света Господня, который сейчас таится в их душах, и тело будет царствовать вместе с душой, получившей в наследие Царство Христа и упокаевающейся и просвещаемой вечным Светом».

Протоиерей Олег Стеняев.png Протоиерей Олег Стеняев

– А откуда известно, что Бог Отец, воскресивший Сына Своего, совоскресит и нас?

– Апостол Павел ответил: «Если же Дух Того [Бога Отца], Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела  Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11).

– Отец Олег, каков практический смысл для христиан имеет Воскресение Христово?

– Вообще все церковные праздники имеют для каждого из нас вот именно что практическое значение. Рождество Христово сродняет нас с Сыном Божиим.

Его Смерть в Страстную Пятницу есть принесение Жертвы умилостивления за наши грехи; в Пасху, воскресив Сына Своего из мертвых, Бог Отец показал, что принял эту жертву.

Вознесение Христово есть вхождение самой нашей человеческой природы (а значит, и каждого из нас) в мистическую жизнь Святой Троицы. Сказано: «…и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом – благодатью вы спасены – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф. 2:5–7). То есть все, что происходит с нами, происходит во Христе и со Христом. С Ним мы рождаемся и с Ним умираем, с Ним и воскреснем, а в Нем уже и посажены на небесах (как Тело Его) одесную Бога Отца.

– И это со всеми нашими немощами?

– «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8–9). А то, что Церковь Его и есть Его Тело, то сказано: «И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:27). Как Тело Его мы и были вознесены в Нем на небеса и воссели в Нем одесную Бога Отца.

– Cказано: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3:21). А наша в чем победа?

– Давайте вспомним, как на Западе изображают Георгия Победоносца: рыцарь в латах, играющий мышцами. Весь он перенапряжен, ему пот даже изображают на лбу, на теле. В православной иконописной традиции это одухотворенный юноша, который спокойно сидит на коне. Даже копье он придерживает буквально  пальцем. Подлинная победа не совершается механическими усилиями.

В духовной жизни, как говорил старец Паисий Святогорец, не нужны бицепсы. В православном миропонимании главная победа это победа духа над плотью, а не торжество плоти над другой плотью. Поэтому для нас настоящий герой это тот, кто прежде всего внутри себя одержал победу.

Смотрите, в правом верхнем углу православной иконы великомученика Георгия – всегда благословляющая десница Христа или изображение Его Самого. Истинный победитель – Сам Господь. А мы можем стать соучастниками Его победы, если посвящаем свою жизнь Христу, как это делали святые.

– Как посвятить свою жизнь Христу?

– Святые мученики, новомученики буквально исполнили заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою (то есть жизнь свою) за други своя» (Ин. 15:13). Когда они за свидетельство об Иисусе Христе принимали мученическую кончину, это было возможно для них только благодаря благодати Христовой, укрепляющей их. Потому что сами по себе мы не можем преодолеть испытания, муки, которые встречаются на нашем жизненном пути. Христос Победитель может победить и за нас с вами. Мы не избавляемся от борьбы, но с Господом мы из любых обстоятельств выходим победителями.

Например, человек болен. Что делать? Посвятить свои страдания Богу. Принять их как из руки Божией.

Мы же знаем, что без воли Отца Небесного даже волос с головы нашей не может упасть (Мф. 10:29–30). Воспринимая любую скорбь не как досадно-случайное недоразумение, а в качестве посланного нам условия спасения, мы и посвящаем свою жизнь Богу. И таким образом можем сострадать страдающему Христу.

Христианин обращает свою жизнь в крестоношение. Берет крест, который ему посылает Господь, и несет его без ропота, с благодарением. Так и проявляется жертвенность, в которой мы уподобляемся Господу нашему.

Я наблюдал одного наркозависимого, который во имя Христа отказался от наркотиков. Когда человек наркозависим, каждая клетка его тела находится в химической зависимости. Он переживал в течение нескольких месяцев такие муки, что мы даже представить себе не можем. Настоящий мученик. Он проявлял невероятное терпение, посвятив свои страдания Христу. И Господь принял его подвиг, вызвысил душу этого кающегося наркомана. Этот человек достиг внутреннего умиротворения. Пройдя через скорби, сподобился Сретения Воскресшаго Христа. Именно так христианская вера наполняет смыслом все: и мучения, и страдания, и лишения, и болезнь.

И даже там, где для неверующих смерть воспринимается как небытие, мрак, мы встречаем Христа и Свет Божественной любви, которая объемлет нас в нашем последнем испытании, когда саму смерть мы воспримем как последнюю епитимью от Бога, посланную для нас.

– Такой, тоже можно сказать, мученик Христа ради… 

– Святые отцы пишут, что есть три типа людей: 1) человек плотский – тот, кто наслаждается страданиями других (таких людей мало на земле); 2) человек душевный – тот, кто хочет, чтобы ему было хорошо и чтобы другим тоже было хорошо (таких большинство); 3) человек духовный – тот, кто готов сам страдать, чтобы другим было хорошо.

Когда мы говорим о жертвенном служении мучеников, мы опытно знаем, что их подвиг – это всегда живительная сила, благодаря которой Церковь поднимается на новый духовный уровень. Но при этом мы должны понять, что эта жертва не является искуплением. Мученик просто наиболее уподобляется в своем подвиге Христу, полагая душу свою за други своя (Ин. 15:13). Но искупитель для всех один – Господь наш Иисус Христос. 

— Мы именно в Таинстве Причащения соприкасаемся этой тайны Искупления нас Христом?

— Христос, когда облекся в человеческую природу, вочеловечился, уже стал сотелесником каждому из нас. Именно этим термином – сотелесник – святые отцы выражают то, как Господь приблизился к нам. И как наш сотелесник Он воскрес, вознесся на небеса и воссел одесную Бога Отца. Истинная человеческая природа Христа сопричастна нашей человеческой природе. Когда мы говорим, что в Иисусе Христе две природы, мы понимаем, что по Божеству Он единосущен Богу Отцу, а по человечеству Он единосущен всякому человеку, живущему на нашей планете. Поэтому, воссев на небесах одесную Бога Отца в Своей истинной человеческой природе, Он и всех нас переносит на Престол славы. Ходатайствует Он за нас вечно Своим Телом, которое было изъязвлено за наши грехи и беззакония. И Бог Отец взирает на род человеческий через раны Сына Своего, — как говорят святые отцы. И взирая на нас через Распятие Христово, Бог Отец видит нас не просто прощенными, помилованными, но и оправданными. И в день Воскресения Христова было засвидетельствовано о том, что жертва за грехи всего мира была принята Богом Отцом.

– А чего мы тогда сподобляемся именно в Таинстве Причащения?

– Что об этом нам говорит Библия? Читаем Второе послание апостола Петра: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Петр. 1:3–4). Когда мы зарождаемся в этот мир, даже в момент зачатия, мы уже становимся сотелесниками Христа, потому что Он, вочеловечившись, облекся в человеческую природу. А когда мы причащаемся Его Тела и Крови, мы становимся причастниками Его Божеского естества. Мы становимся причастниками Божеского естества по благодати, по милости Божией. Это и есть тайна Божественной Евхаристии, к которой мы приступаем, именно благодаря тому, что Христос Своими страданиями омыл наши грехи, а в день Своего Воскресения из мертвых запечатлел для всего рода человеческого тайну Божиего прощения. Ибо когда Бог Отец воскресил Сына, Сын восстал силой ипостасного Божества в Духе Святом – это было свидетельством того, что жертва за наши грехи была принята. И в причастии мы становимся причастниками Божеского естества.

Беседовала Ольга Орлова