Праздник победы Света. Иерей Георгий Кириндас в день Преображения Господня

19 августа мы празднуем Преображение Господа. Спаситель на Фаворе показывает, через какое преображение должно пройти человеческое естество на пути освящения, обожения, спасения.

k2photo1667729318.jpg
Иерей Георгий Кириндас

В 1675 году боярыня Морозова, умирая от истощения в земляной яме Боровского острога, попросила у стрельца, который ее охранял, разрешения пойти постирать для себя белую рубаху. Он не разрешил, не имел права на это, но сам пошел и постирал для боярыни белые одежды. Она облачилась в них и вскоре скончалась.  

У наших предков, у многих народов есть красивая традиция перед смертью одеваться во все чистое, белое: встреча со смертью была призвана стать победой над ней, уход в вечность — моментом изменения к лучшему и высокому. 

photo_2024-08-19 15.21.14.jpeg

Белый цвет (который включается в себя весь спектр цветов) всегда ассоциировался с чистотой и какой-то преображенностью – тем, какими мы должны были бы стать. Вот почему в праздник Крещения Господня мы служим в белом, когда крестим детей, также одеваем их в белое, в белом мы хороним священнослужителей – в знак освященности саном, благодати сана.

Мы сегодня празднуем Преображение Господа. Логос логосов, Царь царей сказал всему миру, всему человечеству на все времена: «Я есть свет миру» (Ин. 8:12). Он являет Себя таким, каким Он пребывает всегда.

По словам сербского святого XX века прп. Иустина (Поповича), Спаситель «раскрыл Божественное величие человека и логосный характер его существа, наглядно удостоверив, что смысл человеческого существа — исполниться Божественным светом и жить, сияя этим светом. В воплощении Господь принял в Себя человеческую сущность, а преобразившись на Фаворе, явил первообразное великолепие образа»[1].

photo_2024-08-19 14.20.25.jpeg

Преображение Богочеловека имеет общечеловеческое значение, ибо Христос, по слову святителя Константинопольского Прокла, «преобразился не просто так, а для того, чтобы явить нам грядущее преображение естества»[2].  

Христос в Преображении являет Собой онтологическую цель, задание для всего человечества в целом и каждого человека в отдельности: обожение через освященность благодатью Божьей.

Благодать — это Божественные энергии, «лучи Божества», о которых говорит Дионисий Ареопагит, творческие силы, пронизывающие мир. «Бога называют светом не по Его существу, но по Его энергии», — говорит святой Григорий Палама, сформировавший в XIV в. общеправославное учение об энергиях Божиих. 

Апостолы увидели Христа на горе Фавор как человека, каким Бог его задумал, каким он должен быть. Встретив Бога Преобразившегося, человек видит себя: каким он призван стать. Но Спаситель взял с Собой на гору не всех, а только троих апостолов, четвертую часть Своих учеников. И эти трое смогли увидеть Божественную славу Христа. Духовные очи избранных смогли стать свидетелями славы Господа. 

photo_2024-08-19 14.20.36.jpeg

Пока не призовут нас, – мы не поднимемся на гору внутри себя. Но избранным может стать тот, кто движется Горе. 

У прп. Иоанна Дамаскина есть чудная мысль из Слова «на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа»: «когда Христос преображается, то Он становится не тем, чем не был, но отверзая очи Своих учеников и из слепых делая их зрячими, является им тем самым, чем был». В этих словах прп. Иоанн переводит внимание на изменение, преображение человеческого сложного естества, тела и души, в момент предстояния перед Богом: не Богочеловек изменяется — Он непрестанно в Славе («одна и та же слава и Слова и плоти»[3]), а человек утончается до такого просветления, в котором становится способным видеть Славу Божию. 

Это состояние — пребывание в Свете, которое апостол Петр восторженно описал «хорошо нам… здесь быти», опыт Рая, дарованный Силой Божией в прозрении небесных реалий. 

Апостолы оказываются свидетелями собеседования Христа с Моисеем и Илией, они прозревают в миры, прозрачность которых, к сожалению, тускнеет для человека страстного и плотского. 

В этом смысле нынешний Праздник — это торжество Славы Божией в человеке, возвышаемого Благодатью до Небес; это прославление работы Бога над человеческим сердцем, его преображение. Там, на высоте, апостол Петр был настолько восхищен в это присутствие Божественной Благодати, что мы слышим его духовный лепет, ему было хорошо.

Это евангельское «хорошо» — когда все условности материального мира рассыпаются, когда все, кто рядом с тобой, были до тебя и будут после тебя, становятся родными. Это состояние соприсуствия Богу. 

photo_2024-08-19 14.20.29.jpeg

Но чтобы это состояние – «хорошо нам здесь быти» – пережить, надо подняться внутри себя на гору. Тогда там, на высоте, мы сможем услышать отголоски звездного хоровода, космическую симфонию, в основании которой – вселенская октава. Приземленные и затемненные мы ничего увидеть и понять не сможем. 

Сегодня это еще и праздник надежды. Более 2000 лет мы исповедуем, что настанет момент, когда все преобразится, когда «будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15:28). Иными словами, когда каждый из нас, каждая тварь сможет стать способной увидеть непрекращающийся Свет Божий. Когда каждая травинка, каждая животинка в своей осознанности преодолеет инстинкт самосохранения за счет жизни другого, будет преображенной, осознавшей себя. И у человеков не будет врагов, потому что враг будет убит внутри себя. Мы верим, что мир преобразится. Мы называем это Вторым окончательным пришествием Бога в этот мир, когда Господь откроет наши духовные очи, и не только 40 % избранных, а все 100% смогут этот Свет видеть.

А пока мы находимся в движении, в пути, и от нас зависит – хотим мы, чтобы открылись наши духовные очи или нет. 

Мы должны соблюдать то, что называется гигиеной ума, заботиться о том, что мы видим, что слышим, чем пропитывается наша душа. Потому что все это формирует наш духовный ум, высшую силу души, престол Бога Живаго. Либо он загрязнен ошлепками впечатлений от внешнего мира, который наша душа воспринимает через чувства, либо освобождается от них, происходит постепенное очищение этого мутного стекла, через которое мы видим друг друга и весь окружающий мир. 

Через клиповое так называемое мышление мы разламываем реальность, воспринимаем ее не целостно, а дробим ее. Тем самым мы лишаем и себя возможности быть целостными, а также видеть таковыми других. 

Преобразившийся увидит всех хорошими. Ему будет со всеми хорошо, и у него не будет врагов. Да, это задача, это путь. Когда человек поднимается в гору, он часто не видит вершину горы. Но мы должны помнить, к чему мы идем. 

Христос на горе Фавор явил Себя, открылся в беседе с небожителями Моисеем и Илией. Бог Логос наполняет жизнью, пронизывает Своими энергиями все творение: и нас, жителей Земли, и тех, кто на Небесах. 

Давайте встанем под этот поток Благодати, давайте являть веру и доверие Богу, даже тогда, когда хочется спрятаться и забыться от своего уныния. Сейчас очень много поводов потемнеть, встать на рельсы зла. К нам со злом, и мы со злом, получается так. Но Евангелие говорит о другом. Бороться со злом надо, но бороться необходимо светом, чтобы не возникла ловушка, в которую впадает наше сознание: зло злом не побеждается. 

Светлая воля всегда на Кресте, она внешне проигрывает, но Крестом побеждает. Возможно, в практической жизни полезно сделать два шага назад, чтобы потом пройти весь путь вперед и пройти его до конца. 

photo_2024-08-19 14.20.21.jpeg

Праздник Преображения Господня в народе именуют Яблочным Спасом. Но мы с вами не яблокопоклонники, мы пришли засвидетельствовать: когда Бог действует, всяческая тварь, плоды наших трудов освящаются. Через это освящаемся и мы, все это нужно для нашего естества, внешнего и внутреннего человека.

Сегодня праздник победы Света, и дай Бог, чтобы мы были способны этот Свет увидеть. 

Иерей Георгий Кириндас, 19 августа 2024 года


[1] Собрание проповедей преподобного Иустина Нового / пер. с серб. монахини Елисаветы (Горницкой) : в 3 т. Белград: Нови дани, 1998. Прим. пер.5.
[2]Текст приводится по изд.: Избранные проповеди святых отцов Церкви и современных проповедников:  Благовест, б.г. Репринт с: Сборникъ проповjьдническихъ образцовъ (проповjьди свято-отеческiя и церковно-отечественныя). Въ двухъ частяхъ. Составилъ преподаватель Донской Духовной Семинарiи Платонъ Дударевъ. Второе изданiе, исправленное и дополненное. СПб. : Изд. И.Л. Тузова, Гостинный дворъ, 45. 1912. С. 226-231
[3] Там же