Ищущих подтверждения вере Господь не оставит

23 апреля Церковь отмечает Фомино воскресение. И в наше время есть множество людей с добрым неверием. Они и хотели бы верить, но не решаются, пока не «вложат перст в язвы гвоздинныя» (Ин. 20:25). А какие сейчас нам даны доказательства? 

Гуревич Валентин, Иеросхимонах
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

Святой апостол Павел в одном из своих посланий пишет, что если не было Воскресения Христова, то тщетна вера наша и упование. Ибо если Христос не воскрес, то нет и воскресения мертвых, и в таком случае христиане несчастнее всех людей. В самом деле, ограничивая себя и отказываясь ради Царства Небесного от множества земных наслаждений и радостей, которым безудержно предаются не верующие во Христа, они в этом случае не получат ни того, ни другого, т.е. ни земных утех, ни блаженной вечности…

Но Господь, «вчера и днесь Тойже» (Евр. 13:8), снисшедший в свое время к «доброму неверию» Фомы, не утратил и в наше время это Свое свойство – снисходить к свойственному людям вновь и вновь возникающему сомнению, к тем, кто хотел бы верить, но в силу непостоянства нашей падшей природы время от времени обуревается сомнениями. Вот, снисходя к этому свойству нашей немощной природы, Господь и в наше время вновь и вновь готов делать шаги нам навстречу, уверяя нас в истинах веры и, в частности и прежде всего, в подлинности Своего Воскресения.

Именно в наши уже времена была раскрыта тайна Туринской плащаницы, – и по мере успехов науки и усовершенствования технических средств и приборов, методов криминалистики все более и более она раскрывает нам свои тайны и бесчисленные подробности, подтверждающие подлинность событий 2000-летней давности. Таким образом, своеобразный парадокс состоит в том, что чем дальше во времени мы удаляемся от этого ключевого события человеческой истории, тем яснее вырисовывается картина того, как все это происходило.

Туринская плащаница – лишь одно из таких удивительных явлений, при помощи которых Господь снисходит к «доброму неверию» современного Фомы.

Другое удивительное явление того же ряда – это также всем известное повторяющееся каждую Великую Субботу схождение благодатного огня на Гроб Господень.

Температура благодатного огня в первые минуты после его схождения составляет около 40 градусов Цельсия, поэтому им можно умываться и он не обжигает.

Господь долготерпелив и многомилостив. Он терпеливо и милостиво повторяет это «постоянно действующее» чудо каждый год вот уже на протяжении многих сотен лет. И мы обязаны внимательнее вникнуть в значение и смысл этого чуда хотя бы ради того долготерпеливого и из ряда вон выходящего постоянства, которое проявляет здесь наш Господь…

Язык чуда, которым с нами говорит Небо, емок и многозначен…

Свойство этого огня в течение некоторого времени после своего появления, благодаря низкой температуре пламени, не опалять – это свойство того огня, который наблюдал еще в седой ветхозаветной древности Боговидец Моисей. Тогда этот огонь не опалял Неопалимую Купину (горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею близ горы Синай. – Ред.). Теперь этот огонь не опаляет бороду православного Патриарха, по молитве которого он «сходит с небесе». Тогда из среды этого огня Пророк услышал Голос: «Я – Бог отцов твоих – Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова» (Исх. 3:6). Теперь этот огонь красноречиво свидетельствует подлинность трех истин:

1. Воскресения Христова, – ибо он на протяжении многих сотен лет ежегодно является в момент Воскресения на месте Воскресения.

2. Божественной природы Спасителя как Сына Божия, ибо из среды точно такого же огня Моисею было сказано: «Я – Бог Авраама, Исаака и Иакова», т.е. Воскресший – тот же Бог, что и во времена Моисея.

3. Того, что именно Православная вера – единственная законная наследница древней Богооткровенной религии, данной людям Богом Истинным. Ибо именно по молитве православного предстоятеля в день православной Пасхи совершается это чудо.

Когда-то «род прелюбодейный и грешный» требовал «знамения с небесе». Вот вам оно – «знамение с небесе». «Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог» (Ис. 8:9)!

Господь Своим языком чуда предоставляет возможность обрести и укрепить в нас правую веру – для искренне желающих спасения, чье неверие принадлежит к разряду «неверия доброго», честно ищущего прочный фундамент для своей веры.

И еще одно обстоятельство. Видимо, не случайно напрашивается, приходит на ум эта параллель: огонь Неопалимой Купины – огонь Гроба Господня. Дело здесь не только в одинаковости, тождественности того и другого огня, который не опаляет. Явление того и другого огня связано с понятием «пасха», от еврейского «переход». Голос из среды пламени, охватившего Неопалимую Купину, повелел Моисею вывести народ Божий из дома рабства в землю обетованную, текущую молоком и медом. 

Этот «переход» из дома рабства в землю свободы – прообраз новозаветной Пасхи, празднование которой каждый год сопровождается явлением того же самого благодатного огня. 

ch-1.jpg

Моисей сказал во Второзаконии: «Пророка воздвигнет вам Господь из братьев ваших, как меня, его слушайте» (Втор. 18:15). На эти слова Моисея ссылаются апостол Петр и архидиакон Стефан, когда проповедуют о Спасителе. Но что значит – «как меня»? Моисей, обладавший даром пророчества и сопутствующим ему даром чудотворения, имел еще одну особенность – он был облечен миссией вождя, причем такого вождя, который ведет народ из страны рабства в страну свободы. И когда он говорит о будущем Пророке, причем подобном ему («как меня»), то под этим, следовательно, подразумевается именно эта особенность – что Пророк будет одновременно и Вождем, который должен спасти народ, т.е. вывести его из земли рабства в землю свободы. 

Итак, этот Пророк, которого прообразовал Моисей, этот новый Вождь – Сам Спаситель, новая «Пасха» – «Переход», сказано: «Аз есмь Путь» (Ин. 14:6) – из дома рабства греху и страстям в страну свободы от греха и страстей.

Эта страна свободы – Новая Земля под Новым Небом, в которой вместо молока и меда – ничем не поколебимый неизъяснимый Вечный Покой и неизреченные блага. Ибо, по свидетельству апостола, «око не видело, и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило, что уготовал Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Блаженство души, соединившейся с Богом на Новой земле, превышает всякое земное утешение. Человек становится наследником Отца Небесного, или сонаследником Сына Божия – по апостолу Павлу. И все, что имеет Отец, Он дарует человеку. 

Человек становится причастником Всеведения Божия, безмерно превышающего всякую земную науку, знающую лишь конечное число мегабайтов. В то время как «Разума Его (Бога) несть числа» (Пс. 146:5). А из математики известно, что любое конечное число, даже очень большое, по сравнению с бесконечностью – бесконечно малое, ничтожное…

Благолепие Царства Небесного бесконечно превосходит все земные красоты и искусства. Всемогущество Царя Небесного, наследником которого становится сонаследник Мессии, несравненно превышает могущество всех земных владык, императоров и президентов. 

Божественное творчество, причастником которого становится новый человек, по своей грандиозности не идет ни в какое сравнение с творчеством всякого земного гения. Богатство, ожидающее человека в обетованном Царстве, неизмеримо превышает богатство всех земных миллиардеров вместе взятых – «Моя бо есть вселенная и исполнение ея» (Пс. 49:12). 

Таким образом, все компоненты того, что люди называют счастьем (блаженством), – того, что тщетно ищет человек на земле, оставаясь в страстном, греховном состоянии, он обретает только в обетованной области Царства Небесного внутрь нас, куда ведет общество верных Новый вождь. 

Понятно, что новозаветная Пасха в отличие от ветхозаветной представляет собою не пространственное перемещение («переход»). Это движение внутреннее, цель его – Царство Небесное, которое «внутрь нас есть» (Лк. 17:21). 

Пасхальный агнец Ветхого Завета имел глубокое прообразовательное значение. Новая Пасха, пасхальный Агнец Нового Завета – это Сам Господь Иисус, распятый на Кресте за грехи мира и давший Себя в снедь верным.

Очистивший душу крещением, покаянием и с молитвой снедающий Его под видом хлеба и вина, претерпевает Божественное преображение своего естества, представляющее собою то внутреннее движение, о котором идет речь. 

Мы знаем, что огненный столп шел впереди народа Божия во время «перехода» в Землю Обетованную. И сегодня этот же путеводный огонь во тьме светит и не дает путникам сбиться с пути в страну вечного блаженства…

Итак, Божественный огонь Неопалимой Купины, который был с Моисеем, теперь свидетельствует о Воскресении Иисуса Христа – этого Вождя исхода из рабства греху в обетованную Им Новую Землю свободы – Вождя, которого прообразовал Моисей, выведя Израиля из Египта в землю Ханаанскую. Именно в этом сердцевина спасительного Божьего промысла о человеке. 

Во всем этом также усматривается ясное указание на то, что как Православная вера – единственная законная наследница Богооткровенной веры Ветхого Завета, так и, соответственно, Православная Церковь – общество верных, народ Божий – единственный законный преемник Церкви Ветхозаветной, т.е. общества Израильского. Таким образом, теперь этот благодатный огонь, бывший прежде с Моисеем в пустыне, ведет народ Божий, Православную Церковь, в Новую Землю под Новым Небом.

Народ Божий и тот, кто «истребится» из него

Вернемся к словам из Второзакония, которые приводили апостол Петр и архидиакон Стефан в своей апостольской проповеди. У апостола Петра эта цитата более пространная; к словам «Пророка воздвигнет вам Господь из братьев ваших, как меня, его слушайте» (Втор. 18:15) – добавлено, там же: «И будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа» (Деян. 3:23). 

То есть, как это ни парадоксально, именно принимающие учение Христа остаются евреями, истинными израильтянами. Вопреки, казалось бы, общераспространенному противоположному мнению.

И, напротив, отвергающие Спасителя (Иисуса – евр.) – «истребляются из народа». То есть перестают быть евреями… Как сказано в Откровении Иоанна Богослова, «они называют себя иудеями, но не суть таковы» (Откр. 3:9). А у апостола Павла о них говорится – «отломившиеся ветви». И, напротив, языческие народы, которые присоединяются к Церкви Христовой взамен «отломившихся ветвей», становятся «чадами Авраама». Как пророчествовал Спаситель, они придут с Востока, и Запада, и Севера, и Юга и «возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом (на пиршестве) в Царствии Небесном. А сыны Царствия будут извержены вон, во тьму кромешную, и там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:11)… «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16). Т.е. единая Церковь и ее глава – Христос. 

Но и «отломившиеся ветви», по словам апостола Павла, «если не пребудут в неверии, привьются (к своей маслине), потому что Бог силен опять привить их. Ибо ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11:25).

Если кто-нибудь пожелает сверить слова апостола Петра с Второзаконием, то увидит, что он, как «человек некнижный», неточно, не буквально цитирует этот фрагмент. Но смысл тот же. Апостол Петр: «И будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа» (Деян. 3:23). Моисей во Второзаконии: «Если какая душа не послушает Пророка того, то Я взыщу с нее» (см. там же).

Что значит «взыщу»? В контексте Святого Писания это значит «взыскать долг», т.е. наказать за грех. Это наказание может иметь место при жизни, что лучше, либо после смерти, что непоправимо. Еще живущий, «плоть носящий» человек, отпадший грехом от Церкви, наказанный и очищенный наказанием и покаянием, по изглаждении греха вновь воссоединяется с нею. Т.е. отломившаяся ветвь вновь прививается к своей маслине. Если же наказание отлагается на посмертную вечность, то такая душа уже окончательно истребляется из спасенного народа Божия. 

Те иудеи, которые не идут за Новым Вождем, а предпочитают как бы оставаться верными Закону Моисееву, должны отдавать себе отчет, что тем самым они противятся самому Моисею. Ибо он призывал быть послушными тому Пророку, которого «воздвигнет вам Господь из братьев ваших, как меня», т.е. именно, Спасителю[1]. Они противятся, таким образом, промыслу Божию о себе, провозвестником коего был Моисей. Этот промысел Божий предусматривает нечто лучшее, чем освобождение от рабства чужеземцам, каковое освобождение, осуществленное под водительством Моисея, было только прообразом того лучшего освобождения от рабства греху и страстям, совершаемого под водительством Нового Вождя, предсказанного Моисеем. Но отвергающие Нового Вождя и вместе с Ним – несказанное вечное блаженство Царствия Небесного, считают для себя самой вожделенной целью нечто жалкое и ничтожное, а именно – политическую независимость от чужеземцев и ничем не утесняемое материальное, земное благоденствие в возвращенной им обетованной земле отцов. 

Наивно полагая, что ожидаемый ими Мессия, воцарившись над всем миром, будет располагать достаточной силой и властью, чтобы обеспечить им такое безопасное и бесскорбное существование. После катастрофических социальных экспериментов ХХ века особенно ясной становится утопичность и бесперспективность попыток устроить на земле всеобщее благоденствие.

Да и не может идти речь о каком-то благоденствии и блаженстве, если человек остается рабом страстей и над ним постоянно висит угроза старости, болезни и неминуемой смерти.

 

Только путем духовно-нравственного подвига под водительством Подвигоположника Иисуса, в Его Церкви, возможно не утопическое, а реальное движение к великой цели – неотъемлемому и вечному блаженству Царства Небесного, которое «внутрь нас есть».


1. Ср.: Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне (Ин. 5:46).