Протоиерей Олег Стеняев: искусство ставить себя на место другого

Как современному человеку, миссионеру, рассказывать о своей вере неверующим? «Только тот миссионер может добиться успеха, который в язычнике заблудшем вдруг узнает своего брата», – писал святитель Николай Японский. А вот как миссии учит известный современный проповедник протоиерей Олег Стеняев: мы составили конспект по итогам бесед с ним.

Миссионер – это человек для других

Миссионер не может быть «вещью в себе». Не должен быть погружен в развитие каких-либо своих мыслей, он всегда обращен к другим!

Если вы встаете на миссионерскую стезю, надо ставить крест на своей репутации. Потому что многие среди своих же не будут понимать, что вы делаете и зачем вы это делаете. Нет ни одного известного миссионера, в которого бы не летели камни – со всех сторон: и от своих, и от сектантов, и от людей, казалось бы, равнодушных к вере.

Отец Олег на одной из миссионерских встреч.jpg Отец Олег на одной из миссионерских встреч

Миссионеры никогда не были настоятелями, потому что миссионер не может сидеть на одном месте, он всегда в разъездах. Просто, будучи штатными священниками, миссионеры обычно получали зарплату. Когда могли – служили, у них был гибкий в соответствии с миссионерским служением Богослужебный график.

Миссионеры принципиально не занимались духовничеством – надо уметь расставаться с теми людьми, которых вы привели к Богу. Иначе вокруг вас создастся секта. Потому что для человека, которого вы привели к Богу, вы безусловный авторитет, ваш личный опыт начинают возводить в идеал, а это всего лишь личный опыт. Это трагедия священника Георгия Кочеткова. Он нарушил это незыблемое правило: миссионер должен уметь расставаться с теми, кого он привел к Богу!

Миссионер, если хотите, это акушерка, которая помогает ребенку родиться. А духовник – это нянька, которая уже воспитывает его.

Евангельское отношение к еретикам

Прежде всего необходимо исследовать отношение Господа к представителям другой веры. Что об этом говорит Евангелие?

Библейское учение о самарянах заслуживает особого внимания. Самаряне – классическая секта, возникшая внутри иудаизма. Христос воспринимал самарян именно как отступников от истинной веры Израиля.

Отправляя учеников на проповедь, Он говорил им: «…на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Мф. 10:5). Подобное низведение еретиков самарян до положения нечестивых язычников наглядно характеризует глубину их заблуждений. В беседе с самарянкой, отвечая на ее вопрос, какая из двух вер более соответствует истине (самарянство или иудаизм), Господь со всею определенностью заявлял: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4:22); здесь Он отождествляет Себя Самого, словами «мы знаем», с ветхозаветною верою и прямо противопоставляет ее заблуждениям самарян. К тому же сами самаряне проявляли агрессию по отношению к Сыну Божию, видя в нем только правоверного иудея. Сказано: «но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» (Лк. 9:53). Последняя история заслуживает особенного нашего внимания.

Нежелание со стороны самарян принять Христа в свое селение, так как «Он имел вид путешествующего в Иерусалим», наткнулось на резкий протест со стороны апостолов Иакова и Иоанна, сии «сыны громовы» потребовали свести огонь на головы сектантов-самарян: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа» (Лк. 9:54-55).

Иногда мы, христиане, действительно забываем, в каком времени живем и каким Духом движимы. Православная «Толковая Библия Лопухина» поясняет: «На гневное заявление сынов Заведеевых, которых Сам Господь назвал сынами грома (Мк. 3:17), желавших, подобно Илии пророку, низвести огонь на неразумных самарян, Господь отвечает, что они не понимают, очевидно, что, как ученики Христа, живущие уже в Новом Завете, а не в Ветхом, как Илия, они не должны прибегать к тем суровым мерам вразумления, к каким прибегали пророки Ветхого Завета. И Илия также имел в себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе проявляющий Себя, чем Дух, под действием Которого находятся ученики Христа».

Господь не оставил «сынов громовых» без наставления и вразумил их следующими словами: «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:56). Святые Отцы поясняют: «Но Господь, показывая им, что Его Закон выше жизни Илииной, запрещает им и отводит их от такого образа мыслей, и, напротив, научает их переносить обиды с кротостью».

Беседа Сына Божия с самарянкой принесла куда больший результат. Сказано: «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову» (Ин. 4:39-41).

Известная притча о Добром Самарянине (Лк. 10:30-37) есть не что иное, как притча о добром еретике и сектанте. Именно так она и воспринималась современниками Иисуса Христа. Господь в нравственном отношении ставит сектанта – самарянина выше и правоверного священника, и правоверного левита.

Обращенные афроамериканцы становятся удивительно ревностными православными.jpg Обращенные афроамериканцы становятся удивительно ревностными православными

Господь так часто отзывался о самарянах хорошо, что Его и Самого сравнивают с самарянином: «…Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин…» (Ин. 8:48). Именно добрый самарянин оказался подлинным ближним для пострадавшего от разбойников.

Увы! Но и в наше время многие сектанты в нравственном смысле стоят намного выше своих богословских противников. На практике они могут быть отзывчивее, добрее, общительнее. К тому же у них действует так называемый эффект малых групп – когда глава общины знает всех по именам, все у всех на виду, все друг друга знают – и ведут себя максимально добропорядочно. Многие из тех обвинений, которые некоторые православные религиоведы возводят против сектантов, могут в большей мере быть использованы против нас самих.

Самаряне представляются в Евангелиях и более благодарными по отношению ко Христу. Из десяти очищенных прокаженных только один вернулся ко Христу «и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; – при этом апостол и евангелист Матфей как иудей с досадой замечает: – и это был Самарянин» (Лк. 17:16).

Евангельское учение о самарянах и есть Евангельское учение об отношении Христа к сектантам (еретикам). Ни в коей мере не уступая им первенство веры, Сын Божий, однако, часто ставит их в пример самим правоверным и выстраивает миссионерскую работу с ними с позиции внимательного и даже любвеобильного отношения к ним самим.

Закон тождества

Миссионер только тогда будет иметь успех, когда постарается насколько возможно отождествить себя с объектом проповеди. Христос это сделал всецело. Сказано: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2:6-7).

Только та проповедь будет услышана, которая учитывает все, даже субъективные, особенности объекта проповеди.

Сказано: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:19-22).

Апостол Павел ради дела благовествования отождествлял себя даже с фарисеями (этими последовательными врагами Христа и христианства); однажды он (апостол Павел) написал о себе: «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей» (Флп. 3:5). Нам трудно до конца понять всю степень самоотождествления самого себя с заблудшими в жизни апостола Павла; иногда это доходило и до самоотречения во Христе, когда он (Павел) писал: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти…» (Рим. 9:3). Иными словами, он сам был готов находиться в аду, только бы знать, что братья его, родные по плоти, находятся в раю. А Сам Сын Божий и сошел во ад, приняв на себя грехи мира «…и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3:19).

Служение проповеди заблудшим всегда должно носить жертвенный характер, так как это было и у Христа, так как это было и у апостола Павла, сказавшего: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16).

Святитель Григорий Нисский писал: «Ибо с родом болезни соображать должно и способ врачевания: не уврачуешь одним и тем же в эллине многобожие и в иудее неверие в единородного Бога; и введенных в заблуждение ересями не отвратишь… тем же».

Святитель Николай Японский (Касаткин), проповедуя японцам Святое Православие, настолько вжился в их мир и культуру, что стал и в поведении, и внешне похож на настоящих японцев. Он писал: «Только тот миссионер может добиться успеха, который в язычнике заблудшем вдруг узнает своего брата. И чтобы понять его, постарается и себя самого немного поставить на его место. Чтобы здесь и увидеть: а что же мешает ему принять Христа?»

Продолжение следует…

Ольга Орлова