Троеручица: род истинных христиан под защитой

Гуревич Валентин, иеросхимонах
Гуревич Валентин, иеросхимонах

25 июля Церковь чествует икону Божией Матери Троеручица, находящуюся в сербском Хиландарском монастыре на Святой Горе Афон, – во святом Богородичном уделе.

Центральная духовная истина

Троеручица.png «Троеручица» в сербском Хиландарском монастыре

Богородичное Евангелие, которое читается сегодня за богослужением, и которое повторяется всякий раз на праздниках, посвященных Царице Небесной, касается темы сосредоточения всех душевных сил человека на Едином на потребу: «Марфо, Марфо, ты печешися и молвиши о многом, едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея»… Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его, а все остальное приложится. Об этом Господь говорит и притчами. Например, о человеке, который продает все, что имеет, чтобы купить поле, на котором скрыто сокровище. О купце, который продает все, чтобы приобрести одну, самую лучшую жемчужину.

Люди проводят жизнь в погоне за многими удовольствиями и остаются неудовлетворенными. А тем прочным, вечным, непоколебимым Блаженством, которое приготовил Бог любящим Его, пренебрегают.

...Посвященное Богородице Евангельское чтение подчеркивает основную Ее черту, основное направление всей жизни Пресвятой Девы от материнской утробы. Эта основная черта Ее облика и Ее жизни – устремление всего Ее существа к единению с Богом, именно – к Единому на потребу. И к служению только Ему в Его деле спасения человечества.

Исполнив в самой полной, высшей степени эту заповедь безраздельной любви к Богу, Она, естественным образом стала высшей покровительницей монашества. И, в частности, – Игуменьей главного монашеского гнезда – Святой Горы Афон.

А через Свою Икону Троеручица Матерь Божия как бы осуществляет руководство сербским афонским монастырем Хиландар.

Сербский монастырь Хиландар.jpg Сербский монастырь Хиландар

Это по Ее Божественному благословению преподобный Антоний Печерский, подвизавшийся на святом Афоне, вернулся в свое отечество и, поселившись в пещере на возвышенном берегу Днепра, – этой купели Святой Руси, – положил начало иноческой жизни в новорожденном христианском народе, ставши, таким образом, родоначальником русского монашества.

Иноческая жизнь – если она удерживается на должном духовном и молитвенном уровне – это фундамент, основание жизни христианского народа. От процветания или упадка иноческой жизни находится в прямой зависимости процветание или упадок и всех остальных областей жизнедеятельности христианского общества.

Каждый дар должен быть оплачен

Святой Иоанн Дамаскин .jpg Святой Иоанн Дамаскин

Также и святой Иоанн Дамаскин вступил на монашеское поприще под водительством исцелившей его и направлявшей его стопы Царицы Небесной.

Некогда святой Иоанн Дамаскин был визирь, говоря на современном языке, премьер-министр при дворе халифа в Дамаске. 

Но был оклеветан императором Львом Исаврянином – иконоборцем. Ибо много и убедительно писал против иконоборческой ереси, чем навлек на себя гнев этого византийского императора. Тот распорядился написать подложное письмо, подделав почерк Иоанна, в котором содержалось обещание последнего тайно открыть ворота Дамаска и впустить в город христианское войско.

Халиф, поверив клевете, велел отрубить десницу, якобы писавшую письмо, и повесить ее на городской площади для всеобщего обозрения.

Это было исполнено, и отрубленная десница целый день находилась в городе на видном месте.

К вечеру Иоанн попросил халифа вернуть ему десницу, и халиф, любивший Иоанна, сжалился над ним и удовлетворил его просьбу.

Иоанн приставил отрубленную кисть к суставу и помолился перед образом Богородицы об исцелении. Потом надолго забылся глубоким сном после пережитых страданий и утомления.

Во сне ему явилась Богородица и объявила, что его исцеляет, повелев много потрудиться исцеленной десницей.

Пробудившись от сна, Иоанн обнаружил себя исцеленным и исполненный благодарностью и благодатию Святаго Духа. Он тут же воспел вдохновенную хвалебную песнь Богородице: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь – Ангельский собор и человеческий род… Слава Тебе!»

Это песнопение было потом включено в последование литургии Василия Великого, заменив собою «Достойно есть».

Оставив свою высокую должность, Иоанн Дамаскин ушел в Палестину и сделался иноком в обители Саввы Освященного.

А к иконе Богородицы он прикрепил третью руку, отлитую из серебра. Впоследствии на списках с этого чудотворного образа так и стали изображать Матерь Божию с тремя руками.

Из премьер-министров в монахи

И в своей иноческой жизни Иоанн Дамаскин Единое на потребу ставил во главу угла, сделал основной и единственной своей целью.

Его иноческое сосредоточение на Слове Божием, на Богомыслии и Богословии, при его чрезвычайных дарованиях дало ему возможность в полной мере потрудиться для того, чтобы выразить духовные истины в своем литургическом творчестве.

И это творчество сделало доступным спасительные Богословские истины для всего церковного народа, посещающего православное Богослужение.     

Итак, после совершенного Богоматерью чудесного исцеления святой прибыл в палестинскую обитель Саввы Освященного. Игумен, желая смирить недавнего высокопоставленного царедворца, запретил ему деятельность, в которой могли бы проявиться его высокие творческие дарования – богослова, музыканта, поэта, песнописца, и поручил ему самое грязное и тяжелое послушание – чистить отхожие места.    

Святой Иоанн проявил неукоснительное послушание и в течение нескольких лет терпеливо воздерживался от одолевавшего его желания вернуться к прежним занятиям.

Но однажды, когда умер один из насельников обители, братия попросили его сложить по этому случаю погребальные песнопения. И он, из любви и, скорбя по усопшему, не смог отказать.

И вот из его сердца излились Божественные слова и мелодии, поэзия, исполненная глубокого богословского смысла. Он молитвенно пел о возобновлении первозданной красоты – доброты человеческой души, для того, чтобы она наследовала Жизнь Бесконечную, "идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание"…

Эти песнопения впоследствии стали употребляться Церковью в заупокойных службах.

Игумен был недоволен и хотел наказать ослушника, но ему явилась Матерь Божия и повелела не заграждать уста Иоанна.

Явление Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому.jpg Явление Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому

И вот первый торжественный гимн вырвался из его груди после долгого молчания. Это были слова безмерной благодарности и величания Царицы Небесной – его исцелительницы, покровительницы и вдохновительницы:

«Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеса»…

«Сей – нашего рода»

Так и преподобный Серафим Саровский находился под особым покровительством и руководством Покровительницы монашества, Которая исцелив его от тяжелого недуга, сказала сопровождавшим Ее апостолам: «Сей – нашего рода».

Преподобный Серафим также всем своим существом был погружен в Слово Божие, ум его как бы плавал в Евангельском Слове, постоянно был сосредоточен на Божиих заповедях и их исполнении; он говорил – лучше умереть, чем согрешить.

Когда на него, еще крепкого и сильного, напали разбойники, он положил топор на землю…

И, исполняя заповеди, еще на земле, во плоти, приобщился к Царству Небесному. 

Помолимся же Божией Матери, прп. Иоанну Дамаскину, прп. Серафиму и всем святым, стяжавшим Царство Небесное, чтобы они помогли и нам не рассеиваться вниманием по бесчисленным предметам мира сего, но сосредоточиться на Едином на потребу и улучить Царство Небесное – блаженную вечность, Благую Весть о котором принес с Неба на землю Сын Человеческий.