Русское воскресение. Это произойдет

12 июня – день Отдания Пасхи. А еще, так совпало в этом году, День России. Что значит Пасха в жизни нашей страны и каждого из нас? Как не терять пасхального? Какое это отношение имеет к Воскресению России?

Пасха новомучеников

Точно так же, как мы чаем воскресения каждого конкретного человека, воскресают и целые общества. Если есть Голгофа, будет Пасха. Русское воскресение, о котором преподобный Серафим Саровский говорил, что когда никто не будет ждать, это произойдет!

В XX веке Русская Православная Церковь взошла на свою Голгофу. Кто бывал в Бутово, знает это состояние звенящей тишины, там земля гудит под ногами. Сколько там расстреляно архиереев, священников, старост, алтарников, звонарей, свеченосцев, – среди них были дети, подростки 12-14 лет...

Почему их убивали? Да потому что не могли заставить отречься от Христа! И от сатанинского бессилия умертвить верующую во Христа душу, с такой злобой убивали тела.

Над новомучениками изгалялись, пытаясь спровоцировать на ответную злость. А они по примеру Распятого молились за палачей. Первомученик XX века митрополит Владимир (Богоявленский) тех, кто его, ухмыляясь, прикуривая и балагуря по пути, вел к месту казни за стены Киево-Печерской лавры, перед самым расстрелом благословил... И не успев опустить рук, был убит. Он исполнил высшую заповедь о любви к врагам. 

Новомученики испонили заповедь о любви к врагам.jpg Новомученики исполнили заповедь о любви к врагам

«В чем застану, в том и сужу», – сказал Господь о главном переходе, который надлежит совершить каждой душе...

Само слово Пасха означает переход. Некогда голос из пламени, охватившего Неопалимую Купину, повелел Моисею вывести народ Божий из рабства египетского в Землю Обетованную. Это и была Пасха древних израильтян.

Церковь Христова – Новый Израиль – совершает свой переход не как перемещение в пространстве. «Аз есмь путь» (Ин. 14:6), – сказал Спаситель. А Божия Матерь – Путеводительница, Оранта. Движение заповедано внутреннее, цель его – Царствие Небесное, которое «внутрь нас есть» (Лк. 17:20). Не ощутив это Царствие Небесное здесь, на земле, ты не сможешь обрести его и в вечности. Оттого-то и слышим увещевания, что дни лукавы, время коротко, что не знаем ни дня, ни часа нашего испытания... Сможем ли устоять в таинстве Креста?

Плод души вызревает сейчас.

Не надо думать, что в решающий момент мы будем такие все из себя духовные, молитвенные, самоотверженные (как это нам часто мечтается). Мы будем такими – какие мы есть, будем реагировать так – как привыкли. 

Мученичество – самый короткий экстренный подъем в Царствие Небесное для тех, чья душа для этого стояния в Истине окажется укрепленной. В бескровном мученичестве монашества дистанция чуть длиннее, но тоже короче общепринятой для мирян: от монаха требуется усиленное, но постепенное очищение души. А вот юродивые – уже Царствия Небесного достигли, от того им и не страшно вываляться в грязи этого мира, они уже – полыхающий костер мира иного.

В душе мученика всепрощающая любовь вспыхивает в момент перехода в вечность в экстремальных обстоятельствах насильственной смерти, и это делает душу причастницей Света: ей также все прощено! А ненависть и проклятия лишь обличают и поглощают в вечность такого же нестерпимого мрака. 

Арест Патриарха Тихона. Художник Филипп Москвитин.jpg Арест Патриарха Тихона. Художник Филипп Москвитин

«Господи, просвети душу мою любовию Креста Твоего» – молимся мы в вечерних молитвах каждый день. В этом смысле и святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, увещевает:

«Чадца, не сходите с пути крестнаго, низпосланнаго нам Богом». Так Свет Христов может действовать через христиан в мире этом, преображая и спасая его.

Священномученик Фаддей (Успенский).jpg Священномученик Фаддей (Успенский)

Добровольной жертвой всепрощающей любви архиепископа Тверского Фаддея (Успенского) принято считать: был запечатан самый страшный 1937 год. 31 декабря в самый канун Нового 1938 года его утопили в отхожем месте... Эта изощренная казнь тоже от бессилия сломить владыку. Однажды его поместили в камеру с рецидивистами, начались побои... Ночью «авторитету» явилась Божия Матерь:

– Не трогайте святого мужа, иначе все вы лютой смертью погибните! – грозно предупредила Она.

Наутро в по-прежнему плохо освещенной душной камере главарь обо всем рассказал подельникам, и те, решив проверить, жив ли еще Высокопреосвященный сокамерник, заглянув под нары, отпрянули... Оттуда хлынул ослепительный действующий на душу как рентген свет.

Народ, удалившийся от Бога, утерявший с Ним спасительную связь в Таинствах церковных, может совоскреснуть в этом свете исповедания Христа.

Подвигом новомучеников и сегодня души выходят на свет.

Молился же святитель Тихон за весь уводимый в плен душегубцами и богоборцами русский народ – и за младенцев, что оставлены без  Крещения, и за стариков, вне христианского напутствия принимающих смерть, погребаемых, и за юношей и дев, совращаемых в блуд, ибо нет Таинства Брака, – о всех и за вся, лишенных спасительных Таинств Церкви Христовой, и самого главного из них – Причастия. Жестко обличая безбожную власть, молился и за гонителей. Яростный преследователь самого Святейшего Тихона – Тучков, умирая от рака, попросил приехать к нему Патриарха Алексия I, их беседа длилась несколько часов...

Древний Израиль своим исходом из Египта обязан голосу из Неопалимой Купины и путеводительству по пустыне Огненным, а в свете дня Световым столпом. Неопалимая Купина – прообраз Приснодевы Марии, смирение Которой соделало Ее неопалимой принять в человечество Огнь Божества и явить Свет Христа людям. Так что и этот путеводящий библейский символ предзнаменует Ее.

Явлением Пресвятой отмечены многие судьбы новомучеников и вообще верных чад Церкви Христовой особенно тяжких богоборческих лет, когда каждое слово обращения «Царица моя Преблагая...» сбывалось... Богоматерь часто встречала Своих при отходе душ в вечность. Как еврейский народ Огненным и Световым столпом, так русский народ Державной Владычицей путеводим к великим обетованиям, о которых говорил и батюшка Серафим Саровский и другие Ее служки-избранники.

Схиархимандрит Илий у иконы Божией Матери Знамение в Царском селе.jpg Схиархимандрит Илий у иконы Божией Матери Знамение в Царском Селе

Однажды батюшка Илий (Ноздрин), рассказывая о Дивеево, констатировал: «Богородица ведет нашу Церковь ко спасению». Строгие редактора исправили «догматическую ошибку»: «Ведет Господь!» Но Библия так глубока... Спутешествовал же иудеям при выходе из рабства световой и огненный столп, символизирующий Пресвятую.

«Воистину, Библия о нашей судьбе пророчествует. Читайте Библию, чтобы иметь вам свечу в руках на темном пути судеб человеческих», – писал святитель Николай Сербский (Велемирович). Так же, как иудеи находились 70 лет в рабстве египетском, русский народ 70 лет жил в плену квазирелигиозной идеологии. И истекшее ныне 20-летие сравнивают с периодом блуждания народа Божия по пустыне...

«Кроткие, – сказано в Евангельских Заповедях Блаженств, – наследуют землю» (Мф. 5:5). Самые кроткие насельники Земли Русской совершили уже свой переход – это сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской, прославленных поименно и не явленных, но ведомых Богу. Русская земля, вся политая новомученической кровью, – сплошной Антиминс. Кто его наследует?

Русь, монастырями воскресающая

Помните, было время начала 1990-х годов, когда в нашей стране все рушилось: заводы хищнически приватизировались, банкротились и закрывались, в колхозах техника разворовывалась и пропивалась, а монастыри и храмы возрождались из руин? На маковках появлялись кресты. Сим победиши...

В преддверии XX века Российская империя набирала свою экономическую мощь. Велик был соблазн забыть Бога. Все упование возложить на свое великодержавное могущество. Россия уже тогда становилась обществом потребления. «И разжирел Иаков, и очерствело сердце Израиля…» (см. Ос. 13:6; Втор. 31:20). Переставали видеть Бога даже в ближнем своем. Высшие круги захлестнул отказ от служения Богу, Отечеству, народу. Критика самодержавия была повсеместным явлением. Предательство Царя не было делом одночасья...

Разрушался общинный уклад и в среде простых русских людей. Попиралась сама суть жизни православной – соборность. Раньше община была все равно что большая семья. Сироты были пристроены, вдовицы не голодали. Если у кого-то случалась беда – дом сгорел или кормилец покалечился, – помогали всем миром. А тут стали стремиться жить «на особинку». Появилась частная собственность, – и уже не до жертвенности, возобладал эгоизм.

Ранее целостный веками структурированный русский мир давал трещины, которыми тут же воспользовались, как жуки-короеды, народовольцы с пропагандой нигилизма, атеизма, материализма...

Россия прошла испытание бездной и Крестом.

Сегодня мы живем в цивилизации новомучеников, – тех, кто во главе со святым Царем Николаем II сделал свой выбор.

Павел Рыженко. Триптих «Русский век»  «Если бы царь Николай прилепился к царствию земному, царству эгоистических мотивов и мелочных расчетов, он бы, по всей вероятности, и сегодня сидел на своем троне в Петербурге, – писал в 1932 году святитель Николай (Велимирович). – Но он прилепился к Царствию Небесному, к Царству небесных жертв и евангельской морали, и из-за этого лишился жизни сам, и чада его, и миллионы собратьев его».

Все, что вне этой перспективы и основано не на этой небесной жертве миллионов лучших русских людей, обречено на крах. Антиминс не предназначен для построения башен Вавилона. Только там, где приносится Жертва Бескровная, собирается и животворится Русь. Скольких человек можно объединить у Чаши? Когда уже не надо и невозможно калечить и убивать друг друга грехами, но все едины и в каждом воскресает раздробляемый за нас в угоду Богу Отцу Христос.

Жизнь в монастырях выправляется по Евангельскому идеалу, а значит, может обустроиться и расцвести здесь, на земле.

Явилась же Божия Матерь преподобному Сергию Радонежскому: «Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах», – обещала Она. Русский народ тут же поставил преподобного Сергия во Игумены Земли Русской, расширив обетования Пресвятой до пределов всея Руси. Немудрено, что под покровительство этой державы стремились попасть народы.

Воплотившая в принципе жизни бытие Святой Троицы сама Лавра преподобного Сергия и его монашеская община, состоявшая из многих русских монастырей, стала моделью, по которой восстанавливалось разрозненное враждой и самостийной отчужденностью русское общество.

Взирая на преподобного Сергия, учились жить на земле все: и князья, и купцы, и крестьяне. Преображаемое в этом едином центре святости, все русское общество приходило в согласие. Авва Сергий ввел в своем братстве общежитие, когда все было общее и каждый жертвенно служил своей жизнью другому, установил идеал дисциплины, труда и ответственности.

Преподобный Сергий. Молитва о народе.jpg Преподобный Сергий. Молитва о народе

Сегодня так же монастырями воскресает Русь.

Запечатлена эта всероссийская Пасха и мученической кровью убитых в Светлое Христово Воскресение 1993 года оптинских монахов – иеромонаха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пушкарева). Их кровью и кровью всех новомучеников Церкви Русской мы призваны безбоязненно совершить Переход. Очистить Русь от всей богоборческой скверны, чтобы народ жил, наполнял собой русскую землю, страна возрождалась.

XX век нам заповедал особое покаянное жительство. В момент отречения от Престола святого царя Николая II 2/15 марта 1917 года Сама Царица Небесная явлением Своей Державной иконы восприемлет образы царской власти. «Отныне Я Сама буду управлять этой державой!» – слышали Ее голос.

У русских сегодня царство не от мира сего. Мы потеряли государя земного, но обрели Небесную Покровительницу и святого царя. Имперские скипетр и держава вознесены над русской землей, точно отныне путь обретения царства – не что иное, как взыскание Небесного Отечества. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33).

Но для начала каждый возжелавший иночества возвращается на землю. Небоскребы не под стать обителям монашествущих: здесь знают, как по-настоящему достигать Небес. Послушник вдруг вспоминает, что у него есть сила рук не только для легких касаний клавиш и сенсорных экранчиков, и обретает радость простого, освященного Самим Христом труда. Господь до 30 лет смиренно выполнял элементарные работы по хозяйству, плотничал с нареченным отцом Иосифом и только 3,5 года отвел на глобальный проект спасения человечества... Даже если он потом, как «Непослушник» в одноименном фильме, вновь возьмет в руки смартфон, чтобы спасти обитель от закрытия…

Вся жизнь в монастыре воспринимается Евангельским воплощением Слова. Освящается изнутри.

Монашество – это великая тайна Христова, спасающая землю, на которой основываются или воссоздаются монастыри. Здесь в страшном таинстве послушания и смирения соприсутствует Дева Мария, когда на каждое Слово Бога душа повторяет Ее слова: «Се, раба Господня; буди мне по глаголу твоему» (Лк. 1:38).

Здесь разбивается идол собственной воли, мир освобождается для свободного действия в нем Божества, и становится всем легко. Воскресает человек, и воздвигается царство, в владычеству над которым он создан и поставлен от начала веков.

Только за смирение подаются Господом духовные дары. Тем более ожидаемый теперь всеми нами до Троицы – Дар Духа Святаго. А завтра празднуем уже Вознесение. Горе имеем сердца!

Ольга Орлова




Другие статьи по теме

Моя Россия Хотьково и Абрамцево. Приют святости, трудов и вдохновения
Ларина Мария
Монашество Как русские монахи-афониты при помощи старца Паисия место основания Москвы отстояли
Орлова Ольга
Образ святости Дивное Дивеево. Четвертый удел Пресвятой Богородицы и пророчества о будущем величии России
Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)
Личный опыт Навсегда на его орбите. Благословение отца Иоанна (Крестьянкина), определившее жизнь
Дарья Морозова
Моя Россия В гостях у матушки Даниилы. Паломничество в Феодоровский монастырь в Переславле-Залесском
Валерия Святкина (Крымская)
Моя Россия Как мы в Феодоровский монастырь в Переславле-Залесском ездили…
Валерия Святкина (Крымская)
Моя Россия Иргизский Воскресенский мужской монастырь: из эмиграции – на родину, к тишине и святости
Елена Киселёва
Монашество «Даждь ми, Господи, силы вынести испытание это». Три духовных центра на Кубани
Игумения Тавифа (Зоро)
Образ святости Спасо-Бородинский женский монастырь. «Любовь есть сила, Богом даруемая»
Виктория Ногина
Вопрос священнику Человек в кризисе духовном. Как ему помочь?
Куликов Вячеслав, протоиерей