Стояние Марии Египетской. Особое богослужение в среду вечером 17 апреля

Мариино стояние — богослужение, посвященное преподобной Марии Египетской, бывшей блуднице, которая 47 лет провела в одиночестве в пустыни, пройдя путь от бездны греха к высотам святости. Ее житие дает надежду грешникам, находящимся в отчаянном положении, побуждает верующих продолжать подвиг поста и покаяния.

На пятой неделе Великого поста, в среду вечером 17 апреля, в храмах совершается утреня четверга, которую называют Стояние Марии Египетской, или Мариино стояние. Это продолжительная служба, которая бывает только раз в году. 

Во время нее полностью вычитывается весь Великий канон Андрея Критского (в первую неделю Великого поста канон читался частями с понедельника по четверг), который соединяется с каноном Марии Египетской. 

В этот день мы слышим житие святой Марии Египетской. Этот текст, по мысли святых отцов VI Вселенского собора (692 год), — а именно тогда была составлена служба из Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития Марии Египетской, — способен дать надежду и тем, кто находится в отчаянном положении, и тем, кто не верит, что способен достойно завершить пост и встретить Воскресение Христово. 

Житие Марии Египетской

2024-04-17 10.49.14.jpg Преподобная Мария Египетская

Мария родилась в небольшой египетской деревушке. Когда ей исполнилось 12 лет, она покинула родительский дом. Одержимая плотской страстью, она отправилась в Александрию и стала блудницей. Мария предавалась разврату безудержно и ненасытно, как за мзду, так и добровольно. Более 17 лет она не знала предела в своем распутстве. Однажды, увидев множество ливийских паломников, которые отправлялись в Иерусалим, чтобы поклониться Кресту Господню, Мария решила примкнуть к ним.

Никаких благочестивых намерений женщина не испытывала, напротив, рассчитывала, что в клиентах не будет недостатка, да и в Иерусалиме всегда найдется с кем провести время. Своим телом она расплачивалась за еду, за постой, за провоз на корабле. 

Но когда в день праздника Воздвижения Креста Господня Марии вдруг захотелось вместе с толпой паломников войти в храм Воскресения Христова, она не смогла этого сделать. 

Не только толпа верующих оттесняла ее от входа, но и какая-то непонятная сила не пускала, не позволяла переступить порог храма. Обессилевшая, она растеряно стояла у входа и задавалась вопросом: «Почему так? Я хочу быть там, внутри». Ответ напрашивался сам собой. 

Стоя в притворе храма, рыдая о своих грехах, она увидела перед собой икону Богоматери. Мария обратилась к Богородице, умоляя заступиться за нее перед Христом, который никогда не гнушался грешников. В своей мольбе Мария обещала «не осквернять себя более плотской скверной и отречься от мира». В ответ она услышала голос: «Иди за Иордан, там обретешь блаженный покой».

В храме за чтением жития святой Марии Египетской.jpg В храме за чтением жития святой Марии Египетской

Ее многолетний греховный навык требовал максимального удаления от всяких соблазнов. 

За Иорданом, в пустыне, совершенно одна, 47 лет испытывая страшные искушения, Мария молила о прощении. Под палящим солнцем святая плакала о своих грехах, практически не вспоминая о воде и пище.

Поэтому, когда преподобный монах Зосима, желая увидеть «святого мужа, превзошедшего его в трезвении и делании», пришел в заиорданскую пустыню, то в черной тени не узнал ни женщины, ни даже человека.

Старец Зосима был приведет в пустыню с двоякой целью. С одной стороны, нужно было уврачевать его душу, в которой зародился гордый помысел о том, что он превзошел других подвижников.

А, с другой стороны, он как священник, мог взять с собой Святые Дары и причастить Марию. Что он и сделал перед ее смертью.  

Причащение старцем Зосимой преподобной Марии Египетской.jpeg Причащение старцем Зосимой преподобной Марии Египетской

А в тот раз, когда «тень» Марии начала стремительно от Зосимы удаляться, он бросился ее преследовать. Лишь после того, как немощный старец стал умолять пустынника не убегать, почерневший от солнца человек сам обратился к старцу за помощью. 

Мария, не подозревающая о достигнутой ею святости, обратилась к иноку по имени, назвала его пресвитером и попросила у Зосимы плащ, чтобы прикрыть наготу и подойти под благословение.

Долго они стояли на коленях друг перед другом и повторяли: «Благослови». А потом Зосима попросил у Марии помолиться за весь мир и за него. Обратившись на восток, подняв руки к небу, Мария шептала молитву. Ее тело почти на полметра приподнялось от земли и парило.

Еще больше был потрясен инок Зосима, когда Мария рассказывала ему о своей жизни. Необразованная женщина, никогда не державшая в руках книги, в одиночестве проведшая в пустыне полвека, с легкостью цитировала Священное Писание и псалмы. А главное, горько оплакивала свой грех. Благодать Божия явным образом присутствовала на ней.

Спустя год, в четверг Страстной седмицы, когда церковь вспоминает Тайную Вечерю, святая вновь пришла к Иордану. На глазах у старца перекрестила воду и перешла реку, как по суху, чтобы причаститься. 

Это было второе причастие в ее жизни. До этого она причащалась только раз, в начале ухода из мира, без подготовки и поста. 

Прошел год. Зосима вновь в пустыне. Он стоит у высохшего ручья, где впервые встретил отшельницу. Перед ним ее тело со сложенными крестообразно на груди руками. И в головах на песке послание: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии». Вот Зосима и узнал имя святой. Лев, пришедший из пустыни, помог выкопать могилу и похоронить святую. Это произошло в 522 году.

Житие святой Марии Египетской, автором которого стал Иерусалимский патриарх Софроний, нашло свое отражение в богослужении и иконописи. В церковном искусстве, благодаря существовавшей с VII века службе, Мария Египетская наравне с Андреем Критским стала почитаться как «наставница в покаянии» и изображаться на иконах вместе с ним.




Александра

17.04.2024 09:05:2024

Прошу помолиться за раба Божьего Александра..Рабу Божью Людмилу