Кто-то всё еще спрашивает для чего поститься? Отвечают святые отцы и подвижники

Как бы кто там не улюлюкал: зачем, мол, все эти посты? Они просто не знают и не понимают сути. А лучше, чем святые отцы и подвижники наших дней, ее никто не объяснит. Предлагаем их поучения к Великому посту. Напоминаем, что сейчас первая седмица – одна из самых строгих.

Теперь понятно, что такое пост?  

ubr.jpeg
 

«Один монах спросил старца, что такое пост. «Сейчас объясню», – ответил он и рассказал монаху обо всех грехах, им совершённых. От стыда монах не знал, что и делать. Упав на колени, он плакал. А старец с улыбкой сказал: «А теперь иди ешь обед». – «Нет, отче, спасибо, я не хочу», – ответил монах. «Вот это и есть пост, когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде».

Из книги «Диадема старца», о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)

Зато душа насытится

Мария Захарова
 

«Опыт показывает, что порой телесный голод делается пищей для души. Самым очевидным доказательством этого является пост. Всегда сытое тело обычно показывает всегда голодную душу. Кто постится, тот душу угощает.

«Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). 

utf-8''%D0%94%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0%2C%20%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B5.jpg

Пост и молитва – два столпа веры, два живых огня, попаляющих злых духов. Постом успокаиваются и уничтожаются все плотские страсти, особенно блуд; молитвой успокаиваются и уничтожаются страсти души, сердца и ума: злые намерения и злые дела, мстительность, зависть, ненависть, злоба, гордость, славолюбие и прочие. Постом очищается телесный и душевный сосуд от нечистого содержимого – мирских страстей и похотей; молитвой низводится благодать Духа Святого в освобожденный и очищенный сосуд, а полнота веры состоит в обитании Духа Божия в человеке.

Православная Церковь испокон веков подчеркивала значение поста как испытанного лекарства от всех плотских страстей и как грозного оружия против злых духов.

Пост усиливает и продлевает молитву, молитва и пост укрепляют веру, вера же передвигает горы, изгоняет бесов и все невозможное делает возможным».

Святитель Николай Сербский

Совет опытного «садовника»

arhimandrit-ehmilian-vafidis-o-molitve.jpg
 

«Аскеза – словно подрезание растений для того, чтобы ветви налились соком».

Архимандрит Эмилиан (Вафидис)

Укрепление воли и преумножение радости

Мария Захарова
 

«Зачем поститься? А зачем люди делают зарядку, занимаются физкультурой? Это все вопрос такого же порядка. Воздержание – сдерживание своих порывов – нужно для самого человека. Понятно, что преподобные становились, подвизаясь, чудотворцами и пр. Но и в спорте не все же чемпионами становятся. А зарядка всем полезна. Пост нам еще в раю был заповедан. Пост укрепляет волю. Он условие гармоничного развития всего человека – и души, и тела. Человек может оказаться в разных обстоятельствах. Те, кто не постятся, чуть что – сразу раздражаются.

А человек, который может себя сдерживать в элементарном – в еде, и во всем остальном владеет собою.

А еще пост преумножает радость! Есть в Уставе дни строгого поста – это особое покаянное время, а покаяния без радости не бывает. А вот тебе уже пищу с растительным маслом можно, человек даже этого не замечает, а радости прибавляется. Потом, глядишь, уже и рыба разрешена, – снова радость! А разговение – велие утешение, то есть большое. Вот мы и ходили радостные всегда! А непостящиеся сегодня даже и не догадываются, почему они унылые такие».

Архимандрит Серафим (до пострига протоиерей Валериан Кречетов)

Главная цель – покаяние

Мария Захарова
 

«Важно помнить, что воздержание в пище – лишь одно из условий поста, но не более того. Основная же цель поста – покаяние! Мы знаем, что если постящийся не будет иметь мира в душе, то пост не принесет ему никакой пользы. 

А ведь именно во время поста некоторые христиане становятся агрессивными и крайне раздражительными. Они превращают свое пощение в повод для склок и распрей на кухне. Писание категорично в этом вопросе! Сказано: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим. 14:3–6). 

Если во время поста христианин не делает нравственного вывода, не обнажает моральные язвы своей души для их искоренения, то таковой постится не для Бога, а для себя, для своих собственных, ему одному известных целей. Написано: «Скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, – для Меня ли вы постились? для Меня ли?» (Зах. 7:5)».

Протоиерей Олег Стеняев

Пост делает нас чувствительными к духовному

Мария Захарова
 

«Воздержание и молитва делают каждого чувствительным к духовным явлениям, окружающим и наполняющим нас. В кропотливой борьбе с собой, со своими слабостями и недостатками человек начинает опытно познавать свою немощь и силу Божественной благодати, вследствие чего пробуждается разумное желание вернуться к Богу, жить с Ним и питаться сладостью Божественной благодати, которая делает нас способными противостоять греху. Тот, кто решается стать на путь поста и молитвы, направляет стопы к Отчему дому. Не нужно бояться или малодушничать при этом. Путь шествия грешника к Небесному Отцу внешне суровый и трудный, но внутри он имеет тонкую сладость благодати Святого Духа, которая нисходит на понуждающего себя оставить грех и идти к Богу».

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий

Борьба с извращенностью плоти

evtich.jpeg
 

«Святые отцы подвижники говорили, что мы не плотоубийцы, а страстоубийцы. Пост не борьба против плоти как создания Божия. И Христос – плоть, и Причащение Его тоже плоть. Но борьба должна идти с извращенностью плоти. Каждый из нас может осознать и почувствовать, что если человек не владеет собой, своим телом, то он становится уже рабом пищи, или пития, или других удовольствий. Начинает вещь владеть человеком, а не человек вещью.

Падение Адама в том и было, что он не захотел сдержать себя: когда он съел плод, он ничего не получил нового. Заповедь была не в том, чтоб запретить ему есть этот плод, будто в нем что-то было опасное, а чтобы научить дисциплинировать себя, чтобы поставить на путь подвига. В этом подвиг свободы и подвиг любви. Никто, кроме человека, не может это сделать, и поэтому он призван это сделать. Чтобы участвовать в свободе и любви Божией, человек должен быть подвижником.

К примеру, спортсмен, футболист, должен быть подвижником. Он не может пить и есть, и делать, что хочет, и быть хорошим спортсменом. Не может. Это ясно, как день, как солнце. Христианин же еще больше должен укротить свое тело, чтобы оно служило (по греч. литургисало), т.е. чтобы было в «литургии». Когда мы говорим о Литургии, то имеем ввиду служение людей Богу, но общий смысл этого слова – нормальное функционирование всего, что дано человеку.

Поэтому христианин, который идет каяться, также употребляет и пост. Надо ради этого поститься, а не для того, чтобы просто исполнить долг или даже, как некоторые думают, заслужить от Бога награду, венец. Никакая жертва, которая ищет награды – не есть жертва, а просто работа, ждущая оплаты. Наемники могут так думать, а не сыновья. Христос, когда пошел на жертву ради нас, не искал от Бога-Отца награды за это, а пошел из любви. 

В семье или в дружбе, когда есть любовь, очень легко отказаться от какого-то удовольствия ради другого, это естественное желание поделиться с другим.

В этом и заключается правильное понимание поста».

Епископ Афанасий (Евтич)

Пост: и высокая должность, и место, где стоит часовой 

sha.jpeg
 

«Род бесовский, – сказал Христос, – побеждается лишь постом и молитвой». Посему прежде всего нужна молитва. Великим постом длиннее богослужения, в молитвах – постоянное моление о прощении грехов. Но кроме молитвы нужен и пост. Пост есть как бы жертва Богу от нашего тела. Что значит слово пост? Мы знаем, что пост означает и высокую должность на государственной службе, и место, на котором стоит часовой. Как высокий государственный деятель, так и особенно часовой на страже должны зорко наблюдать за всем происходящим, чтобы ничего не произошло во вред того, что им поручено. Так и наш пост есть стояние на страже души. Пост есть тщательное наблюдение, чтобы ничего не повредило нашей душе. 

Пост есть наблюдение за своими мыслями, охранение своего взора от вредных зрелищ, своего слуха от душевредящих разговоров, своего языка от скверных и пустых слов, своих уст от неподобающей пищи.

Время поста есть время, когда все наше внимание должно быть обращено на неизбежный для каждого конец земной жизни и неминуемый Страшный Суд.

Пост особенно есть обуздание своей воли. Часовой, стоя на посту, не имеет своей воли. Он должен точно выполнять то, что ему указано, не допускать ничего, что не должно происходить, не пропускать никого, кто не имеет права. Так и мы, постясь, не должны поститься, как кому вздумается, а так, как указано Церковью. Созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей, сказал Христос. Церковь для того и создана Христом на земле, чтобы Она вела людей от земли на небо».

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский

Физически здоровые должны воздерживаться и смиряться

Мария Захарова
 

«Пост нужен для смирения тела, ибо когда тело смиряется, смирится и душа.

Святые отцы нам объяснили, как нужно поститься. Пост ослабляется только для больных и слабых, а мы, физически здоровые, должны воздерживаться от пищи, смирять тело и ум. Пост необходим для собранности ума; невозможно с набитым желудком соединиться с Богом. Заботы приходят от невоздержанности, а чувства и воля должны быть собраны воедино».

Старец Фаддей Витовницкий