Успение Богородицы: неповторимые черты праздника в Иерусалиме

photo_2022-08-25 16.36.51.jpeg Плащаница Пресвятой Богородицы в Малой Гефсимании

За три дня до праздника Успения Пресвятой Богородицы в Иерусалиме проходит традиционный крестный ход от Гефсиманского подворья Успенского монастыря (Малой Гефсимании), расположенного напротив храма Гроба Господня, к Гробнице Пресвятой Богородицы в Гефсимании.

Согласно традиции православного Востока, праздник Успения Пресвятой Богородицы, который мы отмечаем 28 августа, - это день восшествия Пречистой Девы на Небо. А вот тремя днями ранее, 25 августа, в Иерусалиме отмечают упокоение Пресвятой Богородицы.

В целом, на Святой Земле многие церковные праздники имеют свои неповторимые черты и особенности. Великая Суббота с раздаянием Святого Огня затмевает по многолюдству и торжественности богослужения саму Пасхальную Заутреню, крестный ход с чином Погребения плащаницы Богоматери – сам праздник Успения. 

Он совершается по обычаю Иерусалимской Церкви за три дня до Успения – 12 (25 августа). С вечера собирается народ. В маленьком храме метоха (метох – по-гречески «подворье» – Гефсиманского Успенского монастыря, расположенного напротив храма Гроба Господня) служатся Всенощное бдение и ночная Божественная литургия. И сразу по ее окончании Плащаницу в серебряной ризе, изображающую усопшую Богородицу, дар известной российской благотворительницы графини Анны Орловой-Чесменской, выносят из храма.

photo_2022-08-25 16.37.06.jpegГефсиманский метох. Часовня Успения Пресвятой Богородицы напротив храма Гроба Господня

В 2024 году ее нес греческий митрополит Иоаким, в полном священническом облачении, как выносили, бережно и благоговейно, Пречистое Тело Марии святые апостолы из дома Иоанна Богослова. И весь крестный ход, начинающийся по традиции около четырех утра, как бы повторяет в литургической символике подлинную погребальную процессию того далекого 48 года от Рождества Христова.

photo_2022-08-25 16.36.58.jpegУспенский храм в Гефсимании. Лестница

Святой Иоанн Богослов шел тогда впереди процессии к Гефсиманскому саду в райской ветвью в руке, полученной Марией от Архангела Гавриила. Теперь во главе шествия, так повелось с эпохи турецкого владычества, идут кавасы – мусульманские стражники, символизирующие уважение всякой мирской власти, даже враждебной христианству, к высоким таинствам Церкви.

photo_2022-08-25 16.37.13.jpegКувуклия Гроба Божией Матери

Паломники и местные жители, верующие и лишь сегодня прикоснувшиеся к святыни люди теснятся, взволнованные и потрясенные, со свечами в руках и молитвой на устах по старинным улочкам и изгибам Крестного Пути. Процессия медленно движется по иерусалимской «Якиманке», мимо дома Иоакима и Анны, где родилась Богородица, к Львиным, по-другому Гефсиманским, воротам, и далее – за Кедрон, ко Гробу Пречистой.

WhatsApp Image 2022-08-25 at 5.13.02 PM.jpeg
photo_2022-08-25 17.02.57.jpeg
photo_2022-08-25 17.03.04.jpeg
photo_2022-08-25 17.02.47.jpeg
photo_2022-08-25 17.02.32.jpeg
photo_2022-08-25 17.02.37.jpeg
photo_2022-08-25 17.02.21.jpeg
photo_2022-08-25 17.02.26.jpeg
photo_2022-08-25 17.02.13.jpeg
photo_2022-08-25 17.02.02.jpeg
photo_2022-08-25 17.01.46.jpeg
photo_2022-08-25 17.01.51.jpeg
photo_2022-08-25 17.01.37.jpeg
photo_2022-08-25 17.01.25.jpeg
photo_2022-08-25 17.01.13.jpeg
photo_2022-08-25 17.01.00.jpeg
photo_2022-08-25 17.00.54.jpeg
photo_2022-08-25 17.01.20.jpeg
photo_2022-08-25 17.02.17.jpeg
photo_2022-08-25 17.02.42.jpeg
photo_2022-08-25 17.01.55.jpeg
photo_2022-08-25 17.00.49.jpeg
photo_2022-08-25 17.01.31.jpeg
photo_2022-08-25 17.01.06.jpeg
Крестный ход в Иерусалиме 25 августа

Источник: Приди и виждь. Свидетельство Бога на Земле, 2000. Автор-составитель Н.Н. Лисовой