11 августа – день рождения замечательного пастыря и богослова иерея Георгия Кириндаса, чьи проповеди и статьи так любят наши читатели и слушатели. Редакция медиаресурса “Святые online” поздравляет дорогого батюшку с днем рождения, желая ему многая и благая лета, и предлагает его размышление в этот памятный день.
Сегодня, выйдя из келии, я услышал, как в голове зазвучали первые строки «Божественной комедии» Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, /Я очутился в сумрачном лесу».
Конечно, подойдя к границе так называемого библейского возраста, достаточно дерзновенно думать, что ты прошел только половину. Но предположим...
А что касается сумрачного леса, подумалось: какой же лес вокруг? Вокруг – светлые добрые красивые люди в красивом храме и в красивом месте. Потом подумалось, что, наверное, лес-то сумрачный – внутри.
Я его обозначил, как неоднозначность.
Неоднозначность в первую очередь в том, что, если раньше были готовы ответы на важные вопросы жизни: в учебниках по догматике, по богословию, по нравственному богословию – было все понятно. А с годами (как Розенбаум спел однажды «Возраст – это стоимость свечей / Превышающая стоимость тортов») оказывается, что ответы на главные вопросы все менее понятны. Более неоднозначны.
И самые главные вопросы: кто есть я, моя личность? И что есть мир, в котором эта личность присутствует?
Наверное, многим здесь присутствующим эта неоднозначность знакома. И, наверное, слава Богу, что эта неоднозначность есть.
Но неоднозначность не только в этом. Хочется верить в человека. Когда посмотришь на наших прихожан – думаешь, какие светлые красивые люди, просто умиляешься.
Несколько недель слушаю Иосифа Бродского:
«Каждый перед Богом наг,
Жалок, наг и убог…
В каждой музыке Бах,
В каждом из нас Бог»[1].
Эти очень красивые слова подтверждают, что мы все нуждаются в милости, жалости, любви, прощении. И тогда никаких претензий друг к другу, получается, не должно быть.
Пророк Исайя вопит: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог Ваш» (Ис. 40:1). В толпе или в одиночку, но каждая душа жаждет утешения – безграничного всепрощающего милосердия к себе, вне аргументов и менторства судьи. Древние отцы-пустынники учили: «Сострадай всем. Сострадание позволяет нам свободно говорить с Богом»[2].
Но опять же: «Всяк человек ложь» (Пс. 115:2). Есть такие, которые слушают тебя и готовы протянуть руку. И есть те, которые подслушивают тебя. И вообще как-то обостренно появилось очень много людей, которые считают, что они – чужая совесть. Как в личных вопросах, так и в общественных.
И здесь опять же – вот эта противоположность, неодназначность. И, наверное, так должно быть: благодаря тому, что мы разные, и каждый из нас пытается дойти до правды – не своей, а Божией.
Сегодня, так получилось, что у меня полный богослужебный день: утром и вечером. Никаких приватных банкетов не предлагается. Но хочу всех присутствующих и отсутствующих заверить, что давным-давно столы для вас уже накрыты.
И я хочу, чтобы вы сделали мне подарок.
Простите меня, подарите мне ваше благословение, добрые мысли и воздыхание к Небу.
Вторая просьба: когда завтра сядете в машину, поедете на работу, перед этим включите свои магнитолы, известную мелодию из кинофильма «Список Шиндлера» («Просто помни о Боге» композитора Джона Уильямса).
Я хочу, чтобы все присутствующие и отсутствующие в этот расширенный список, от Бога данный, вошли. Вошли в список спасенных. Для того, чтобы потом мы услышали, что Христос Воскрес. Для каждого из нас и в каждом из нас.
05.12.2024