В спешке мы проигрываем. Но задача – выиграть главную битву жизни

Орлова Ольга
Орлова Ольга

Не спеши.jpg

Труд, совершаемый с нервозностью, не освящается. Не надо ставить перед собой цель успеть многое, но при этом самому известись от переживаний. Очередные насущные советы старцев-миротворцев – святого Паисия Святогорца и архимандрита Фаддея Витовницкого.

Как обрести настоящую свободу?

Схиархимандрит Тихон (Голенков) .jpg Схиархимандрит Тихон (Голенков)

Русский духовник преподобного Паисия Святогорца – схиархимандрит Тихон (Голенков) в своей характерной манере смешивать русские и греческие слова часто говорил: «Фараон давал израильтянам много работы и много еды, чтобы они забыли Бога» (Исх. 1:13-14). Вот это нечто очень характерное и для наших времен подмечено. «В нашу эпоху диавол всецело увлек людей материей, земными хлопотами, – комментировал эти слова преподобный Паисий. – [Учит людей] много работать, много кушать – чтобы они забывали Бога и, таким образом, не могли или, точнее сказать, не хотели извлечь пользу из той свободы, которая дана им для освящения души».

(Следует все же отметить, что эту подлинную свободу от страстей гораздо легче приобрести человеку церковному, – тому, кто с детства вырос в семье с крепкими церковными традициями и не успел «связать» свою душу тяжкими грехами, или же тому, кто покаялся, исповедуется, исправляет себя, причащается и тем самым разорвал все эти путы и не дает бесам снова пленить себя).

Чуть помедленнее…

Повседневную работу старец Паисий советовал выполнять помедленнее.

Старец Фаддей Витовницкий.jpg Старец Фаддей Витовницкий

Даже в этом практическом вопросе они солидарны со столь же непрактичным старцем Фаддем Витовницким. «Именно в спешке, – писал о. Фаддей Витовницкий, – враг берет над нами верх. В суете мы не обращаем внимания на то, что мы кого-то обидели, или ущемили чьи-то интересы, или помешали кому-то, – все нам некогда, мы заняты своими планами… И всю жизнь согрешаем перед ближним. А когда согрешаем перед ближним, согрешаем и перед Богом, потому что Господь таинственно почивает во всякой душе».

«А если человек трудится умиротворенно, – точно продолжает эти мысли старец Паисий, – он сохраняет мир и освящает весь день. К сожалению, мы еще не поняли, что, делая какую-то работу со спешкой, мы приобретаем нервозность. А труд, совершаемый с нервозностью, не освящается. Не надо ставить перед собой цель успеть многое, но при этом самому известись от переживаний. Это бесовское состояние». И оно передается и другим через все, что сделано впопыхах. Давайте задумаемся, что мы несем в мир, – какие смыслы, какую энергетику? Нам же за всё это в итоге отвечать перед Богом. Тут всё та же максима Ф.М. Достоевского «каждый за всех в ответе». 

Раз и навсегда надо уяснить себе: всех дел не переделаешь, всех денег не заработаешь, всё сразу не скажешь и т.д. Не в этом цель. Да и потом: «Умеренному деланию цены нет, а крайности от бесов», – говорят святые отцы.

Опасная динамика

«Все, что сегодня происходит, людям не на пользу», – еще полвека назад сокрушался старец Паисий. А плевелы (это образ в целом всего негативного), как известно, прут со всей дурью: mala herba cito crescit = cорная трава растет быстро (латинская пословица).

«Прежде и жизнь была умиротворенной, и сами люди были умиротворенными, очень выносливыми – способными терпеть, – говорил отец Паисий. – Сегодня вся эта вошедшая в мир спешка сделала людей нетерпеливыми. В прежнее время человек знал, что помидоры он начнет есть в конце июня. Ему и в голову не приходило есть помидоры раньше времени. Люди ждали августа, чтобы покушать арбуза… А что происходит сейчас? Самый настоящий сумасшедший дом!»

И это всё исподволь – пропаганда вседозволенности. Человек перестает ощущать рамки, но это, как бы ни было притягательно для молодого возраста, очень опасная динамика вразнос. Условно говоря, представьте, что на крыше небоскреба стоят двое: у одного из них завязаны глаза и он может идти, куда только пожелает; а у другого глаза открыты и он видит, куда идти не следует, чтобы этот шаг не стал последним и фатальным.

Да и потом жизнь-то у нас у всех все равно ограничена. И это Богом устанавливаемый каждой жизни предел. Что мы знаем уж точно все наверняка, так это то, что все мы умрем. Надменно отрицая Бога как Творца и Промыслителя мироздания, сам же человек, в конце концов, обманутый лукавым, и проигрывает. А Страшный суд, говорят, это экзамен без права пересдачи.

Главная битва

Старец Паисий и молодежь.jpg Старец Паисий и молодежь

«Переживаемые нами годы очень трудны и очень опасны, но, в конце концов, победит Христос, – обнадеживал все-таки и без того измаянных современников старец Паисий. – Вот увидите, с каким уважением люди будут относиться к Церкви – лишь бы мы [христиане] жили правильно. Люди поймут, что иначе ничего хорошего не выйдет. Политики уже поняли, что если кто-то и может помочь людям в мире, который превратился в сумасшедший дом, то это люди Церкви».

Потому что главная битва для каждого из нас вовсе не денацификация и демилитаризация Украины или даже взятие географического Константинополя, а внутренняя борьба с самим собой за очищения себя от всякого зла и устранение ранящих близких изъянов и за воцарение в наших сердцах Христа.

«Иначе, как придет мир, если люди не примирились с Богом? – спрашивал старец Паисий. – Только когда человек примиряется с Богом, приходит мир и внутренний и внешний. Но для того, чтобы человек примирился с Богом, ему нужно прийти в чувство. Надо покаяться и жить согласно заповедям Божиим. Тогда в человека вселяются Благодать и мир Божий. И тогда он в состоянии помочь тому, чтобы вокруг него тоже сохранялся мир».