Все, что происходит – это десница Господня. Протоиерей Георгий Климов

Часть III

Протоиерей Георгий Климов.png
Протоиерей Георгий Климов

Десница Господня ведет, подталкивает, тащит тебя ко спасению – только смиряйся! Продолжаем разговор с протоиереем Георгием Климовым, преподавателем Московской Духовной академии, благочинным Троицкого округа г. Москвы, размышляя над страницами Евангелия и жития преподобного Сергия Радонежского.

Личный подвиг никто не отменял

Преподобный Сергий Радонежский, фрагмент картины. Художник Михаил Васильевич Нестеров Преподобный Сергий Радонежский, фрагмент картины. Художник Михаил Васильевич Нестеров.jpg

Преподобный Сергий был рожден от святых родителей и от утробы матери был предъизбран. Еще даже не появившись на свет, в церкви уже трижды возгласил, прославляя Троицу Единосущную, которой и был на служение посвящен. Не у каждого из нас таковой старт. А что же нам делать?

Сами святые говорят, что святость человеческая – это не святость Божия. Святость человеческая – это меньшая степень греховности данного человека по сравнению с другими. Сложно говорить о предъизбранности даже в случае преподобного Сергия. А разве его брат Стефан не от тех же родителей рожден? И разве не мог будущий преподобный так же сломаться и оставить пустынь? Конечно, мог!

Нельзя умалять подвиг самого человека.

Христианство – это вероучение о спасении души человеческой с помощью Благодати Божией и личного подвига человека.

Но в этом и заключается парадокс духовного делания: чем больше и ревностнее о Господе подвизаешься, тем кажутся ничтожнее тебе твои труды, именно потому что достоверно открывается сила Божия, а она безгранична.

Про подвижников сказано: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10).

Да какая разница, кто главнее, когда есть между нами любовь

Между нами любовь.jpeg

Евангелие проникнуто иерархическими образами. Для воцерковляющегося человека, а тем более вступающего в монастырь, иерархичность, казалось бы, непреложна. А в житии преподобного Сергия читаем о прямо противоположном: в первоначальной монашеской общине на Маковце (гора, на которой основана Свято-Троицкая Сергиева лавра, – Прим.) было то самое безначалие, когда «все считали друг друга братьями, и никто из них не хотел быть старшим», тогда же в новую обитель простым послушником пришел архимандрит, а сам преподобный Сергий принципиально отказался от первосвятительского сана… Как Евангелие, – давайте попытаемся разобраться, – воплощается в этом опыте бытия?

Преподобный Сергий пытался исполнять заповедь Христову, преподанную Господом в Великий Четверг накануне Крестных Страданий: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20:26; Мк. 10:43; Лк. 22:26). Преподобный Сергий как никто другой этот главнейший принцип, на котором Церковь стоит, соблюдал и охранял.

Но безначалие в его общине не было анархией.

Там, где есть любовь, там сразу замещается все: уважение, иерархичность, субординация. Любовь все объемлет. Почему? Потому что каждый готов друг другу служить.

Но когда начинает врываться в этот замкнутый круг любви сила извне, вне любви находящаяся, преподобный Сергий отказывается просто от вступления с ней в общение. Преподобный Сергий хранил себя от всего, что вне христианской любви, а значит вне Бога.

Как нам славить Живоначальную Троицу?

«Его ум, – писал святитель Филарет (Дроздов) о преподобном Сергии, – устремился… к высочайшему Христианскому догмату, дабы привлечь за собою умы даже младенцев веры. Посвятив храм… имени Пресвятыя Троицы, он сделал то, что здесь, в его обители, по самому напоминанию имени храма каждый поклонник богословствует, исповедует и славит Живоначальную Троицу и, богословствуя, приносит свою молитву». А как нам в опыте своей жизни, может быть, соборной жизни богословствовать, исповедовать и славить Живоначальную Троицу?

Для подвижника, воссоздавшего в себе образ и подобие Божии, Троица – это сама Любовь. Он приобщен этому опыту внутритроического бытия через последование, уподобление Богу. И прославление Троицы для подвижника – это всегда гимн Любви.

Рублевская Троица – воплощение этого гимна в красках – ее созерцание нами всегда переживается как сопричастность таинству Любви.

Собрал вещи, и… ему явился Преподобный…

У раки преподобного Сергия в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лаврыУ раки Преподобного Сергия в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.JPG

Но в реальности даже внутри Церкви, – на приходе или в монастыре – взаимоотношения между людьми, известно, бывают даже не то, что далеки, но и не стремятся к возведению к этому заповеданному Троическому идеалу… Что же делать?

В Церкви действительно иногда встречаются достаточно жесткие отношения, но и они могут способствовать человеку во спасение. Это попущение Божие ради нашего духовного совершенствования. Мне вот вспомнился очень трогательный рассказ. Когда я учился в семинарии, один из лаврских иеромонахов рассказал мне историю своего к тому моменту уже почившего старца. Будучи еще молодым монахом, будущий старец стал очень искушаться грубым отношением к нему со стороны старшей лаврской братии. Его непосредственный начальник по Троицкому собору на него чуть ли не с кулаками налетал. «Все! Еще один такой грубый наскок, и я ухожу из монастыря!» – сказал себе молодой подвижник, и искушение не заставило себя ждать: в тот же вечер начальник у него чуть ли не клок бороды вырвал. Тот развернулся, ушел в келию, собрал котомку…

«Ухожу!» Подходит к двери, берется за ручку… И чувствует, что кто-то на его руку положил свою. «Прости меня, Преподобненький! – расплакался он. – Я здесь что угодно вытерплю!»

И вот такой еще был случай: у одного иеромонаха было много духовных чад, но наместник как-то, смиряючи, разоблачил до подрясника (это наказание для монахов – невозможность носить монашеские одежды, – Прим.). Тот ушел в келию, собрал вещи, и… ему явился Преподобный Сергий: «Если ты это вытерпишь, ты станешь настоящим монахом!»

Как в первом, так и во втором случае, с одной стороны, это утешение, а с другой – свидетельство: все, что с тобой происходит – это десница Господня, которая тебя ко спасению не то что ведет, подталкивает, она тащит тебя туда, – только смиряйся!

Продолжение следует.

Записала Ольга Орлова