Что стало идолом для тебя? Протоиерей Георгий Климов

Часть IV

Иногда создается такое ощущение, что раньше подвижники смирялись по отношению к Евангелию и становились святыми, а сегодня у нас принято «смиряться» по отношению к миру. 

Протоиерей Георгий Климов.png
Протоиерей Георгий Климов

Разбираемся вместе с преподавателем Московской Духовной академии, благочинным Троицкого округа Москвы протоиереем Георгием Климовым, продолжая размышлять над страницами Евангелия и жития преподобного Сергия Радонежского.

Сигнал опасности

Внимательное чтение Священного Писания дает ответы на все вопросы, возникающие в жизни христиан. В Евангелие читаем: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Ин. 15:18). Или: «Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4). Господь также говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Вот он – критерий: любовь.

Господь так устроил, что если ты любишь мир, то Бога ненавидишь. Но стоит тебе возлюбить Бога, как мир возненавидит тебя, а в тебе откроется источник любви Христовой, Распятой и распинаемой, которую после Воскресения Христова уже невозможно убить.

Для сомневающихся, а если прямо сказать – теплохладных, – каковыми по большей части все мы являемся, сигналом опасности всегда является внутреннее услаждение в расположении к миру. Вот они: моя любимая одежда, машинка дорогая моя, «дом мой – моя крепость» и всё мне тут так нравится! И это может быть что угодно, у каждого свой «крючок». 

Кто-то талантами своими тешится, другой научными, профессиональными достижениями, – чем угодно, лишь бы отвлечься и забыть Бога.

Но если мир тебя поймал и тебе не все равно: есть – есть, нет так нет, – а тебя именно тянет к чему-либо, значит сокровище твоего сердца уже не Христос… Спасение твое под вопросом. Выясни, что стало идолом для тебя!

Когда и где нашим идолам предстоит пасть

Вот смотрите, парадокс: при том, что в жизни современного человека может быть уйма идолов, почему, казалось бы, церковные поклоны обычно воспринимаются так тяжело? Древний мир очень ясно осознавал, что значит поклон. Это знак смирения раба перед господином. Если мы говорим, что мы рабы Божии, то поклонами мы всегда свидетельствуем, что мы покорны Ему. Тварь склоняется перед своим Творцом. Христос и Творец наш, и Промыслитель, и Спаситель. Земной поклон, несмотря на физическую нагрузку, имеет прежде всего духовное значение.

Поклоны.jpg

Современный человек в каком-нибудь фитнес-клубе на тренировке сделает 100 земных поклонов. Даже кувырков. Запросто. А почему? Потому что здесь не страдает его самость. Она, наоборот, возводится в ранг идола. А когда надо совершить поклон в Церкви, идол уже должен пасть. Надо пренебречь гордыней.

В Церкви мы всегда кланяемся исключительно Творцу, и это очень важное духовное упражнение.

Тест на духовность

Но тут возможен и такой вопрос: а если поклонения себе требует человек? И он может по страсти действовать. Но меня должно интересовать состояние только моего сердца, – в нем-то тоже волна самолюбия поднимается?

Мы призваны научиться перешагивать через себя с полным доверием: Слово Божие не ошибается относительно того, как я должен поступить! Апостол Павел говорит: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» (Гал. 6:1).

Духовный – значит наставляй духом кротости. Если не можешь, кайся. И свидетельствуй сам себе, что ты не духовный, а в числе самых заурядных грешников, может быть, надевших на себя маску «духовности».

Для преподобного Сергия не существовало никакого греха, на который можно было бы отреагировать вне этой заповеданной кроткой расположенности. При ропоте и враждебности части братии он просто уходит из обители, так же смиренно отказывается от игуменства, а потом и от первосвятительского сана, когда святитель Алексий Московский предлагает ему стать его преемником. Можно только изумляться над страницами жития преподобного Сергия, – над этим непрестанным проявлением духа кротости и ненадеяния на себя. Вот таким-то Бог и помогает! 

О, эти, казалось бы, немодные золотые одежды… 

Свой отказ от первосвятительства преподобный Сергий мотивировал словами: «От юности я не был златоносцем, а в старости тем паче желаю в нищете пребывать». В жизнеописании святителя Игнатия (Брянчанинова) есть эпизод, когда он, будучи архимандритом, навестил одного митрополита, который сознался, что сшил себе мухояровый (по тем временам дешевая ткань) подрясник смирения ради, на что архимандрит Игнатий взял полу этого подрясника, высморкался в нее и сказал Высокопреосвященному: «В золоте ходите, но думайте о Церкви! В этом послушание Ваше и смирение Ваше». Давайте разберемся: в чем критерий смирения? Кого-то из молодежи действительно могут смущать, казалось бы, немодные золотые одежды… 

Критерий смирения – в послушании Церкви.

Есть похожий эпизод в житии святителя Василия Великого: он же тоже был великим аскетом и носил смиреннейшее одеяние, но когда дело касалось Богослужения, он облачался в ризы золотые, изящные и дорогие. Во время Богослужения святитель являет образ Христа – это обязывает его символически в качестве явления духовной реальности так облачаться. Да, Христос был смиреннейшим, Ему негде было главу приклонить. Но Святая Церковь, когда говорит о Христе Воскресшем, Спасителе мира, всегда Его являет в царственном величии, облачает в золото и порфиру, Она видит Владыку на троне – дело нашего спасения уже совершено! Если проследить по Писанию: Бог восседает, когда надлежащее исполнено.

Когда смиряться уже нельзя?

Благословение Преподобным Сергеем Радонежским Дмитрия Донского Худ. В. Б. Соковнин.jpg Благословение преподобным Сергеем Радонежским Димитрия Донского. Художник В. Б. Соковнин

Именно на святителя Василия, которого мы вспомнили, ссылается и преподобный Сергий в беседе со святым благоверным князем Димитрием Донским. «Но прежде, господине, пойди к ним с правдой и покорностью, как следует по твоему положению покоряться ордынскому царю, – увещевает преподобный Сергий. – Ведь и Василий Великий утолил дарами нечестивого царя Иулиана, и Господь призрел на смирение Василия и низложил нечестивого Иулиана. И Писание учит нас, что если такие враги хотят от нас чести и славы, дадим им, если хотят злата и сребра, дадим и это, но за имя Христово, за веру Православную нам подобает душу свою положить и кровь свою пролить». В современности, склонной ко всякого рода толерантности и соглашательству, как нам не упустить, давайте подумаем, эту грань, когда смиряться уже нельзя?

Сам преподобный Сергий обозначает эту грань в русле святоотеческой традиции: главное – хранить веру. Эти слова сродни рассуждению святителя Иоанна Златоуста на слова Господа: «Будьте мудры как змии» (Мф. 10:16). «Как змей ничего не бережет и, когда самое тело его рассекают на части, не сильно защищается, чтобы только соблюсти голову, – пишет святитель Иоанн, – так и ты, говорит Христос, все отдай: и имение, и тело, и самую душу – кроме веры». Вот тут смиряться уже нельзя!

Христос же заповедует: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28).

Страх Божий зачастую и подсказывает христианину, что сделать можно, а что уже является предательством по отношению к Богу, а значит и меня самого ставит на кромку гибели.

Вот это я могу сделать, подарить, даже отдать на попрание, а здесь я уже чувствую опаляющее движение геенского огня…

Возвращенная власть

Ответственные люди на Руси Как ни странно, сюда очень хорошо могли бы быть отнесены слова Христа: «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12:17). Все, что в нас Богу принадлежит, должно принадлежать только Ему! Все остальное – пожалуйста! Можно и отдать. Иными словами, если тебя принуждают совершить грех, а ты реально не можешь, ибо понимаешь, что Бог не соединим со грехом, то отдай душу Богу, вручи ее Ему. Иногда это равносильно смерти – мученическому венцу – или исповедничеству – страданиям за Христа.

Преподобный Сергий отрекся от первосвятительского сана, но стал Игуменом Земли Русской. Не Церкви Русской, а именно Земли, звучит так, точно в этом титуле уподобившегося Христу возвращается ему царственное достоинство. И эта возвращенная власть и свидетельствует о том, в чем эта власть земная заключается.

Истинно властвующий над другими несет за них колоссальную ответственность.

Поэтому Игумен Земли Русской – это именно печальник, молитвенник за народ. Он оплакивает нашу греховную жизнь и несет это крестное бремя, возносит молитвы к Престолу Божию о помиловании Руси. Его сердце вместило всех и каждого из нас.

Записала Ольга Орлова