По беспредельной любви к человечеству Бог приходит к нам. Он знает нас, про нас, и мы ему дороги. Каждому, пришедшему через смертное рождение, Им даруется рождение новое, вводящее нас в жизнь бессмертную, вечную. Даруется щедро, безвозмездно, особым образом – через рождение Самого Бога от Девы.
Всех поздравляю с Рождеством Христовым! В сегодняшней речи Святейший Патриарх сказал о том, что все мы – дети Господа. А в Нем, через Него – родные и близкие друг другу. Поэтому хотелось бы засвидетельствовать, что мы, оказывается, в самом высшем измерении нашей личности – родственники друг другу.
И хотелось бы напомнить, что каждый из нас – и млад, и стад, может быть поистине человеком только в Боге.
Бог уничижает Себя и являет нам Свой человеческий Лик Богочеловека Христа, чтобы мы с вами смогли Его узнать. «Господь воспринял мое естество, чтобы я познал его, и мой облик, – чтобы я не отвернулся от Него» (Оды Соломона,7).
Мой личный космос, почерневший от язвы греха, озаряется ныне светом наступающего вселенского рассвета, Источник которого уже во мне. И тогда моя душа – трупоносица[1], исправив ослабленную волю, потерявшую истинный ориентир в своем приложении, претворяется в Богоносицу, несущую воплощенного в себе Спасителя.
Но будем помнить, что Бог, явивший Себя, не перестал быть непознаваемым, Он продолжает оставаться за пределами любых определений и имен. Человеческий ум не способен объять грандиозность, масштабность, славу воплощения в мире Бога, Его пути до Креста и всеславного Воскресения. Падшее сознание, преодолевая болезнь рациональности, может только трепетать перед тайной непостижимой Божественной Бездны, открывшейся личностью для распятия ради насыщения бездны сердца каждого человека Небесной Любовью.
Воплощение Бога мыслится нами в свете Голгофы только по причине грехопадения, но оно произошло бы и даже вне трагической миссии Искупления. «Ибо Им (Христом) создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое… Все Им и для Него создано, и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1, 16-17). Прп. Максим Исповедник поясняет нам: «Христос есть великая и сокрытая тайна, заветное блаженство, цель, ради которой все было сотворено… Взирая на эту цель, Бог вызвал к бытию все вещи»[2]. Все стремится к самоосознанности и оформленности во Христе.
Важно помнить, что Господь приходит в историю, закольцованную язычеством в тоскливую замкнутость, и выпрямляет ее, определив не только ее начало, но и конец, содержание этого конца истории есть Он Сам.
Творец продолжает неотступно действовать и творить все новое в конечной истории человечества, болеющего грехом даже до смерти. Бог присутствует во всех событиях мира, какими бы они ни были. К сожалению, не только Он, но Он во всем. И Он ищет в них Своих.
Господь приготовил нам новый мир, где волнами света приходит, накрывая с головой, безудержная радость. Ее накаты тихи, но мощны: благодать покрывает всех, она рождает подъем чувств в их преображенной явленности. Радость объединяет всех накрытых ею, ко всем приходит праздник, без повода и цели. Это дар любви Неба к тем, кто приступил к восхождению.
Я сотая овца, сбежавшая на нижние луга,
Где волки, жар и стужа, где все грязней,
Откуда сложно подниматься.
За мной пришел мой Пастырь
С высот нездешних облаков,
Чтобы я вернулся на луга Небесного Олимпа.
Всех поздравляю с Рождеством Христовым! На фоне детского шуршания еще раз скажу, что это праздник всех нас, и детская тональность в этом празднике, конечно же, присутствует, мы же поклоняемся Христу Богомладенцу. Но это праздник не о детском саде, а праздник о Христе Явившемся.
Ему же слава во веки. Аминь.
19.01.2025