Ко Дню народного единства на кинофестивале «Лучезарный Ангел» показали завершающую часть трилогии о Казанской иконе Божией Матери режиссера Алексея Барыкина - фильм "Святитель". О нем мы расскажем чуть позже, а сегодня представляем посетителям нашего сайта первую часть трилогии непосредственно об обретении этого образа. Фильм так и называется «Заступница». А также рассуждение о помощи Владычицы нашему народу - духовника Донского монастыря Москвы иеросхимонаха Валентина (Гуревича).
Освобождение Москвы с Казанской иконой Божией Матери
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской»
Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех мо́лиши Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех и в ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю/ и сокруше́нным се́рдцем,/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми,/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя,/ избавле́ния всех зол,/ всем поле́зная да́руй,/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во:// Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.
Первый фильм «Заступница» из показанной на кинофестивале «Лучезарный Ангел» трилогии режиссера Алексея Барыкина
Сегодня у нас торжество, посвященное явлению чудотворной иконы Божией Матери в городе Казани.
Девятилетней девочке по имени Матрона в 1579 году три раза во сне явилась Пресвятая Богородица и настоятельно велела извлечь из под земли икону с Ее изображением в указанном Ею месте. После третьего сновидения, которое сопровождалось грозным прещением в случае, если это не будет выполнено, мать отроковицы, которая сперва с недоверием отнеслась к словам дочери, сама пошла с девочкой на указанное место и действительно обрела там на глубине одного метра завернутый в кусок сукна образ Пречистой.
Икону отнесли в храм, настоятелем которого был будущий Патриарх Ермоген, описавший историю ее обретения и составивший ей тропарь.
В дальнейшем она прославилась многими чудесами и стала, можно сказать, самым любимым в народе образом Пресвятой Богородицы, к которому у нас стали прибегать в тесных обстоятельствах.
Казанской иконе посвящено в России множество храмов и алтарей, и, пожалуй, самое верное доказательством особой популярности этого образа можно усмотреть в том, что в народе укоренился обычай благословлять невест на замужество именно Казанской иконой.
В синаксари (сборник, в котором содержится описание празднуемых событий) на Похвалу Богородице, которая совершается Великим Постом, есть слово о помощи со стороны Царицы Небесной, которую Она оказывала Византии, подвергавшейся военной опасности со стороны иноверных иноплеменников – персов, скифов, агарян. Благодаря Ее предстательству победа оказывалась на стороне христиан даже в таких случаях, когда, например, число нападавших скифов в десять раз превышало греческое войско.
Нам понятны чувства благодарности греков Царице Небесной, Которая спасала их от ужасов нашествия варварских племен. В истории нашего Отечества Пресвятая Богородица также оказывала скорую помощь в борьбе с иноверными иноплеменниками.
Вот и наша святая Донская обитель самим своим, так сказать, появлением на свет как раз обязана тому, что после усердного молитвенного обращения к Матери Божией перед Ее святым образом Донским в панике бежали от Москвы полчища татар и турок, которых четыреста лет тому назад привел сюда крымский хан Казы Гирей.
И были еще другие незабываемые случаи заступления и скорой помощи со стороны Царицы Небесной при нашествии иноплеменников, когда князья и народ обращались к Ней с усердной молитвой перед Ее святыми иконами – Владимирской, Казанской, Донской, Смоленской и другими.
Если говорить о Казанской иконе, то можно вспомнить, что с этим святым образом двинулось на Москву ополчение Минина и Пожарского, освободившее город от самозванцев Смутного времени.
Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки).
В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
При вступлении в командование Михаил Илларионович Кутузов долго коленопреклоненно молился пред Казанским образом Богоматери
Да и сам генералиссимус Кутузов перед тем, как вступить в должность главнокомандующего русскими войсками, молился перед этим образом в Казанском соборе Санкт-Петербурга, в котором он был впоследствии и погребен.
Однако самая главная война и битва у христиан не против плоти и крови, но против собственных грехов и страстей, препятствующих достижению главной цели христианина – соединению с Богом, стяжанию благодати Святаго Духа, Царства Небесного, "иже внутрь нас есть". Эта невидимая брань усугубляется тем, что грешник не один, но его окружает целое общество грешников. И еще трудность этой брани увеличивается до чрезвычайности по той причине, что на стороне греха и страстей выступает не кто иной, как сам древний змий, сатана со своими несметными бесовскими полчищами, который умнее и сильнее грешника, если последний нарушением святой заповеди отвергает помощь Божию. Поэтому апостол Павел и говорит, что "наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф. 6:12).
И эта война на три фронта – против собственных страстей и непреодолимых зависимостей, против дурных влияний общества, а также против исконного невидимого врага – самый трудный из всех видов человеческой деятельности.
Эта битва труднее сражений между людьми – как всякого рода единоборств, так и ратного подвига на поле брани. На войне можно закрыть своим телом амбразуру – и ты уже герой. В то время как эта невидимая брань сопровождает человека до гробовой доски, и невидимый враг подстерегает каждую оплошность, потерю бдительности и расслабление, чтобы застать врасплох и напасть. Поэтому от воина этой невидимой битвы требуется постоянная бдительность и трезвость.
Неимоверная трудность этой борьбы по сравнению с противоборством между людьми была известна еще мудрецам дохристианской древности.
Так, Будда говорил: «Если некто в битве тысячу раз победил тысячу людей, а другой победил себя одного, то именно этот другой – величайший победитель в битве».
Лао-цзы: «Побеждающий людей силен. Побеждающий себя могуществен».
Соломон: «Сдерживающий гнев больше берущего приступом город».
Мы, христиане, знаем, что без Бога мы и не можем победить себя, порвать путы пленивших нас привычек и зависимостей от различных укоренившихся страстей, подогреваемых порочным окружающим нас миром и невидимым искусным врагом – древним змием, который намного умнее и сильнее нас, если мы остаемся наедине с ним и миром, без помощи всемогущего Бога.
Чистота сердца дает возможность невозбранно приблизиться к самому Престолу Вседержителя и доставляет скорое исполнение молитв.
Отсюда понятно, почему чистота – основная мишень, на которую нацелены стрелы врага. И его особенная забота – о том, чтобы вконец развратить род человеческий, ввергнуть его в содомский беспредел, с самого раннего возраста растлить юные поколения, чтобы лишить людей вышней помощи, без которой никто не способен взойти на Небо, откуда был низвержен этот завистник – сатана со своими полчищами. А мы стремимся в Царство Небесное.
05.12.2024