Взбранная Воевода. Главная битва христиан

Гуревич Валентин, иеросхимонах
Гуревич Валентин, иеросхимонах

Взбранная – это перевод с греческого (греч. ὑπέρμαχος) – чрезвычайно воинственный, храбрый, сильный в брани. Как молодёжь бы сказала: гипер. То есть это обращение из известного кондака значит: Наша сильнейшая в бранях Военачальница, – вот Кто для Пресвятая Богородица! О Её помощи и заступничестве рассуждает духовник Донского монастыря Москвы иеросхимонах Валентин (Гуревич).

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́ Богоро́дице: но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: Ра́дуйся Неве́сто Неневе́стная.   

Казанская икона Казанская икона.jpg

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской»

Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех мо́лиши Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех и в ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю/ и сокруше́нным се́рдцем,/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми,/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя,/ избавле́ния всех зол,/ всем поле́зная да́руй,/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во:// Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.

Благодаря Ее предстательству на стороне христиан победа

Сегодня у нас торжество, посвященное явлению чудотворной иконы Божией Матери в городе Казани.

Девятилетней девочке по имени Матрона в 1579 году три раза во сне явилась Пресвятая Богородица и настоятельно велела извлечь из под земли икону с Ее изображением в указанном Ею месте. После третьего сновидения, которое сопровождалось грозным прещением в случае, если это не будет выполнено, мать отроковицы, которая сперва с недоверием отнеслась к словам дочери, тут уже опасаясь беды, сама пошла с девочкой на указанное место и действительно обрела там на глубине одного метра завернутый  в кусок сукна образ Пречистой.

Икону отнесли в храм, настоятелем которого был будущий Патриарх Ермоген, описавший историю ее обретения и составивший ей тропарь.

В дальнейшем она прославилась многими чудесами и стала, можно сказать, самым любимым в народе образом Пресвятой Богородицы, к которому у нас стали прибегать в тесных обстоятельствах.

Казанской иконе посвящено в России множество храмов и алтарей, и, пожалуй, самое верное доказательством особой популярности этого образа можно усмотреть в том,  что в народе укоренился обычай благословлять невест на замужество именно Казанской иконой.   

В синаксарии на Похвалу Богородице, которая совершается Великим Постом, содержится слово о помощи со стороны Царицы Небесной, которую Она оказывала Византии, подвергавшейся военной опасности со стороны иноверных иноплеменников – персов, скифов, агарян. Благодаря Ее предстательству победа оказывалась на стороне христиан даже в таких случаях, когда, например, число нападавших скифов в десять раз превышало греческое войско.

Нам понятны чувства благодарности греков Царице Небесной, которая спасала их от ужасов нашествия варварских племен. В истории нашего отечества Пресвятая Богородица также оказывала скорую помощь в борьбе с иноверными иноплеменниками.

Примеры из русской истории

Вот и наша святая обитель Донская самим своим, так сказать, появлением на свет как раз обязана тому, что после усердного молитвенного обращения к Матери Божией перед Ее святым образом Донским в панике бежали от Москвы полчища татар и турок, которых четыреста лет тому назад привел сюда крымский хан Казы Гирей.

И были еще другие незабываемые случаи заступления и скорой помощи со стороны Царицы Небесной при нашествии иноплеменников, когда князья и народ обращались к Ней с усердной молитвой перед Ее святыми иконами – Владимирской, Казанской, Донской, Смоленской и другими.

Если говорить о Казанской иконе, то можно вспомнить, что с этим святым образом двинулось на Москву ополчение Минина и Пожарского, освободившее город от самозванцев Смутного времени.

Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки).

В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

Небесная Заступница. Художник Василий Нестеренко Небесная Заступница. Художник Василий Нестеренко.jpg

Да и сам генералиссимус Кутузов перед тем, как вступить в должность главнокомандующего русскими войсками, победившими Наполеона, молился перед этим образом в Казанском соборе Санкт-Петербурга, в котором он был впоследствии и погребен.    

Главная битва христиан

Однако самая главная война и битва у христиан не против плоти и крови, но против собственных грехов и страстей, препятствующих достижению главной цели христианина – соединению с Богом, стяжанию благодати Святаго Духа, Царства Небесного, иже внутрь нас есть. Эта невидимая брань усугубляется тем, что грешник не один, но его окружает целое общество грешников, которое все обычаи привело в такой чин, чтобы наилучшим образом вовлекать своих членов в жизнь, исполненную греха и страстей. И еще, трудность этой брани увеличивается до чрезвычайности по той причине, что на стороне греха и страстей выступает не кто иной, как сам древний змий, сатана со своими несметными бесовскими полчищами, который умнее и сильнее грешника, если последний нарушением святой заповеди отвергает помощь Божию. Поэтому Апостол и говорит, что наша брань не против плоти и крови, но против властей и миродержителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных…

И эта война на три фронта – против собственных страстей и непреодолимых зависимостей, против дурных влияний общества и против исконного невидимого врага – самый трудный из всех видов человеческой деятельности.

Эта битва труднее сражений между людьми, как всякого рода единоборств, так и ратного подвига на поле брани. На войне можно закрыть своим телом амбразуру – и ты уже герой. В то время как эта невидимая брань сопровождает человека до гробовой доски, и невидимый враг подстерегает каждую оплошность, потерю бдительности и расслабление, чтобы застать врасплох и напасть. Поэтому от воина этой невидимой битвы требуется постоянная бдительность и трезвость.

Неимоверная трудность этой борьбы по сравнению с противоборством между людьми была известна еще мудрецам дохристианской древности.

Так, Будда говорил: «Если некто в битве тысячу раз победил тысячу людей, а другой победил себя одного, то именно этот другой – величайший победитель в битве».                                                                                     

Лао-цзы:  «Побеждающий людей силен. Побеждающий себя могуществен».

Соломон: «Сдерживающий гнев больше берущего приступом город».

А мы, христиане, знаем, что без Бога мы и не можем победить себя. – Порвать путы пленивших нас привычек и зависимостей от различных укоренившихся страстей, подогреваемых порочным окружающим нас миром и невидимым искусным врагом, – древним змием, который намного умнее и сильнее нас, если мы остаемся наедине с ним и миром, без помощи всемогущего Бога.

Лучшие, чистейшие представители и предстатели рода человеческого

Мы видели, что в случаях видимой брани с иноплеменниками действенной была молитва и предстательство Божией Матери. Когда Она ходатайствовала перед Богом за обращающихся к Ней за помощью. Столь же действенным бывало это ходатайство и в тех бесчисленных случаях, когда за этой помощью к Ней обращались ратники невидимой брани – христианские подвижники.

Откуда у Божией Матери такая сила молитвы?

Сила молитвы Богородицы коренится в Ее девственной чистоте – чрезвычайной чистоте плоти и духа.

Это подтверждается тем, что в деисусном чине ближе всех святых, в знак преимущественного перед всеми дерзновения в молитвах ко Господу, у престола Вседержителя предстоит, кроме Богородицы, Иоанн Предтеча, который также отличается чрезвычайной девственной чистотой.

Деисусный чин Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г..png Деисусный чин Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г.

Пресвятая Дева, Матерь Божия и святой Иоанн Предтеча – это лучшие, чистейшие представители рода человеческого. Она – честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим; он – больший из рожденных женами. У них много общего – они приходятся сродниками друг другу, оба родились от престарелых, неплодных, святых и праведных родителей, оба, таким образом, были зачаты и выношены в утробах святых жен и первые младенческие годы находились с ними в самом тесном общении, питаясь их святым молоком. Оба затем возрастали в условиях, позволявших им стяжать неразвлекаемую молитву и нерасхищаемую ничем мирским любовь Божию. Ибо Пресвятая Богоотроковица возрастала во Святая Святых, убереженная, таким образом, от всякого рода мирских влияний, а святой Предтеча воспитывался в пустыне Ангелом. И им удобно было соблюсти заповедь «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, всем помышлением, всею крепостию».

И даже в Своем материнстве Пресвятой Деве было удобно соблюдать эту заповедь, ибо и зачатое, носимое во чреве и рожденное Ею Дитя, к которому естественно приковано все внимание матери, было, именно, Богом…

Даже зачатие, которое с полным основанием именуется непорочным, не имело в себе ничего отвлекающего от Бога и нарушающего сердечную чистоту. Напротив, можно догадываться, что нашествие Святаго Духа, о котором благовестил Архангел, представляло собою высшую степень единения с Богом, сопровождаемого высшей степенью блаженства, которое только может испытать человек на земле…[1] Но об этом можно только догадываться, ибо по Своему величайшему, беспрецедентному смирению Она никого не известила о том, как это происходило; «еже како, ни единаго же научившая», –  сказано в посвященном Ей Акафисте.

Защищайте чистоту сердечную

Скажут: Пресвятой Деве и святому Предтече повезло, ибо им были дарованы особые обстоятельства, благоприятные для неразвлекаемой молитвы и нерасхищаемой любви Божией. Однако какими бы благоприятными ни были обстоятельства их зачатия и возрастания, но они были подобно всем людям наделены свободной волей, и они поэтому, именно, свободно избрали путь достойного использования дарованных им благоприятных обстоятельств. Далеко не всякий будет способен достойным образом воспользоваться такими возможностями. Напротив, – только в редких случаях. А чаще, ведь, не будут молиться, а будут лениться…

И поэтому эти лучшие, чистейшие сердцем представители рода человеческого – Пресвятая Мати-Дева и святой Предтеча имеют преимущественное перед всеми святыми дерзновение в молитвах пред Господом. И, как мы видим, в каждом храме они изображаются в деисусном чине ближе всех святых предстоящими на страшном судищи у Престола Праведного Судии, умоляя Его за грешные народы.

Как мы знаем из Писания, на это достоинство претендовали «сыны Громовы» – Иоанн и Иаков, и Господь тогда еще сказал: не знаете, чего просите; сесть у Меня по правую и по левую сторону не от Меня зависит, но кому уготовано. И вот, мы теперь, из того, что вещает нам «Богословие в красках», знаем, кому это было уготовано…

Чистота сердца дает возможность невозбранно приблизиться к самому Престолу Вседержителя и доставляет скорое исполнение молитв.

Отсюда понятно, почему чистота – основная мишень, на которую нацелены стрелы врага. И его особенная забота – о том, чтобы вконец развратить род человеческий, ввергнуть его в содомский беспредел и с самого раннего возраста растлить юные поколения, чтобы лишить людей Вышней помощи, без которой никто не способен взойти на Небо, откуда был низвержен этот завистник – сатана со своими полчищами… А мы стремимся в Царство Небесное.




[1]Ср. Жития святых святителя Димитрия Ростовскаго, Март, Слово на Благовещение Пресвятыя Богородицы: «…действием Святого Духа, совершилось во святой утробе Ее несказанное зачатие, без услаждения плотского, но не без восторга духовного. Тогда девическое сердце Ее особенно сильно растаявало Божественным желанием, и пламенем любви серафимской горел дух Ее, и весь ум Ее, как бы находясь вне себя, погружался в Боге, неизреченно услаждаясь благостью Его».