Что делать, если пост вызывает протест?

Протестующим отвечает насельник Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря иеромонах Прокопий (Пащенко). «Мы же знаем, что влюбленный способен практически на всё. Так вот святые настолько горели любовью к Богу, что не знали, как бы им её ещё выразить», – объясняет отец Прокопий главный мотив постящихся.

Мария Захарова
Иеромонах Прокопий (Пащенко)

Протестуют обычно такие чрезвычайно активные парни или девушки, имеющие ярко выраженную устремленность к чему-либо, ведущие активный или подчас гиперактивный образ жизни. Им вроде не до этой «остановки» на пост. Таким трудно понять идею поста, и соответственно идеи, которые содержатся в высказываниях наставников Православия (смирение, внутреннее делание и так далее). Такими людьми призывы воспринимаются как самоограничение…

Но, может быть, на самом деле всё не совсем так?

Рассмотрим идею поста. Очень глубокомысленные поучения о посте принадлежат иеромонаху Рафаилу (Нойка). Это ученик архимандрита Софрония (Сахарова), который в свою очередь был учеником нашего русского афонита преподобного Силуана Афонского. В своей книжечке «Живи мя, по словеси Твоему» отец Рафаил делится своими потрясающими размышлениями. В частности, он говорит, что уставы поста, оставленные нам святыми отцами, ошибочно воспринимаются как план к действию. Нужно помнить, в каких условиях формировались и формулировались эти уставы.

Наставники нашей православной веры просто защищали то, что им открылось: полноту Богообщения! Они горели любовью к Богу!

Спортсмен на дистанции.jpg

Чтобы удержаться на этой высоте, им и нужно было ввести в свой жизненный обиход некоторые самоограничения. Когда мы не имеем представления о том, что ты получаешь взамен поста, то и воспринимаем эти утеснения как некие навязанные извне правила, которые удручают нас и заставляют сетовать: ну вот, опять пост…

Здесь уместна следующая аналогия. Человек пробежал за рекордно короткое время определенную дистанцию и стал чемпионом. Чтобы удержаться на этой высоте и сохранить способность хотя бы повторить этот свой собственный результат, ему необходимо ввести в жизнь самоограничения (диета, контроль веса) плюс продолжить тренировки. Если спортсмен оставит все эти направления на самотёк, то в следующий раз он не сможет показать ранее им же достигнутые результаты.

Иеромонах Симеон (Мазаев), будучи преподавателем в Московской Духовной академии, в одной из своих лекций рассказывал о подвигах святых отцов. И так построил свой рассказ, что его студенты сами поняли, что всё это можно вытворять только по большой любви.

Мы же знаем, что влюбленный способен практически на всё. Так вот святые настолько горели любовью к Богу, что не знали, как бы им её ещё выразить.

В качестве иллюстрации он тогда привел историю одного молодого человека, оставившего на недостроенном высотном здании сообщение, указывающее на его любовь к девушке. Отец Симеон, сам профессиональный альпинист, искренне недоумевал, как же тот хлопец без профессионального снаряжения смог это провернуть?! Чтобы написать на такой высоте послание своей возлюбленной? Так вот отец Симеон и подводит своих слушателей к выводу, что тем отчаянным товарищем двигала не иначе как огромная любовь и желание соответствующим масштабу этого чувства образом её выразить, воплотить в действии. В каком действии? Вот в таком, казалось бы, сумасбродном.

Но точно так же многие в миру смотрят и на подвиги монахов-подвижников. Более того, старец Паисий Святогорец и говорил, что человеку надо хотя бы немножко сумасбродства, чтобы стать монахом. Это тоже как раз-таки о любви.

Один из духовников говорил – подвиг поста проистекает из некой внутренней потребности человека, испытывающего духовную жажду, понимающего  уже, что такое полнота Богообщения, к которой прикоснулся, и хочет вновь и вновь это блаженнейшее состояние испытывать.

А сохранить это вышеестественное состояние всеобъемлющего счастья можно  только таким путем – постясь, обращаясь к молитве. И тогда уже пост и молитва не воспринимаются как некое тягостное самоограничение, тебе уже не требуется так уж понуждать себя к этим становящимся радостными для тебя занятиям.

Или вот ещё один пример. Мама одного священника, когда он зашел в гости к ней и остался на ночь, предложила постирать его подрясник. Но он знал, что мама и без того очень рано встаёт на работу, а чтобы погладить подрясник, нужно встать ещё раньше… Сын стал отказываться, а мама пояснила, что ей это в радость! А вот если бы она не любила сына, ей эта лишняя нагрузка, конечно, была бы в тягость…

Возможно, в таком положении находятся и те, кто бастуют против поста и молитвы. Если в их сердцах не родилась ещё искра, то соответственно, не возникла потребность ее хранить.

Человек с искрой в сердце воспринимает пост и молитву как необходимое средство для ее сохранения.

Возьмем общую идею церковного поста, хотя бы в физиологическом отношении. В каком смысле «физиологическом»? У некоторых духовных авторов есть мысль, что говение перед причастием – не только телесный пост, но и духовный (борьба со страстями, отказ в каких-то занятиях и т.д.). Но давайте начнем с основы основ.

post.jpg

Речь идет о посте, согласно уставу: не есть скоромное (мясо, яйца, молочное). Речь идет хотя бы о воздержании от животных компонентов в пище. Если человеку необходимо сладкое в пост, то можно кушать сладкое, но постное. Когда человек в магазине читает состав продукта, то уже совершает действия из любви к Богу. Кто-то говорит, что читать состав – фарисейство. Спорно. Если значение не имеет состав пищи, тогда что в пост для такого человека вообще имеет значение?

Даже уже просто помня о посте, ты развиваешь любовь к Богу.

Во вторник думая о завтраке в среду или, собираясь в поездку, об обеде в пятницу, кажется, что заботишься лишь о питании, но на самом деле – ты совершенствуешься в любви к Богу, если учитываешь постные дни. Пост – не диета, которую мы реализуем ради себя и своей фигуры, а то, что мы совершаем ради любви к Богу.

Если подытожить эту 1-ю часть ответа, то можно сказать, что пост не ограничивает и не даёт ощущение тяжести. Наоборот!

Пост развивает, проявляет в тебе лучшее, всё самое красивое в твоей душе и даёт векторы направления, возвышает в любви к Богу.

Класс.jpg

Так человек может приобрести внутренние силы, чтобы отсечь все то, что его мучает. Если, например, хочется наброситься на мороженое в постный день, но ради любви к Богу христианин останавливает свою руку, то можно сказать, что у него появится сила остановить себя и в другом. У такого подвижника (пусть и совершающего, казалось бы, малые «подвижки») появится возможность удержаться от сползания, например, в депрессию.

А то бывает же, что вследствие некой проблемы нам тут же хочется залечь на диван и начать себя жалеть, и чтобы еще и все вокруг нас бегали на цыпочках. Уныние несет в себе ядовитое удовольствие (это кайф со знаком минус). Заползая в душу, эта страсть парализует волю. Человек ничего не может с собой поделать и сдаётся.

А вот если в «арсенале» есть навык поста, то некая внутренняя мышца натренирована на то, чтобы держать удар. Уныние, лень тебя борют, а ты не сдаешься! Поднимаешься и – в бой! И решаешь все свои проблемы! Еще и другим помогаешь, иногда даже просто заодно! Вот это и есть настоящая гиперактивная жизнь!

Подключайтесь!

Продолжение следует.