Если жена не имеет сил на близость

В редакцию медиаресурса поступил вопрос: «Как быть, если у мужа более высокое либидо, чем у жены, и ей тяжело выносить его влечение морально и физически, если она измотана родами? И почему апостол Павел призывает не уклоняться друг от друга, соблюдать близость? А если женщина не имеет сил психологических или физических, и муж ею пользуется, то какая же от этого в семье радость?»

Мария Захарова
Куликов Вячеслав, протоиерей

Отвечает протоиерей Вячеслав Куликов.

К сожалению, в вопросе содержится превратное толкование слов апостола Павла. Никакого безусловного повеления «соблюдать близость» в послании апостола нет. Наоборот, он неоднократно говорит о том, что безбрачная жизнь предпочтительнее брака. Брак же в его понимании есть способ, в частности, упорядочить удовлетворение естественной потребности в случае, когда человек не может жить в полном воздержании.

Естественно, что из-за разности темпераментов потребности в этой сфере у супругов вполне могут быть несовпадающими, иногда весьма сильно. Что уж говорить о случаях серьезной болезни одного из супругов. Поэтому апостол обосновывает возможность «уклонения друг от друга» не по произвольному желанию одной из сторон, а «по согласию». И в качестве одной из возможных причин этого «уклонения» приводит взаимное желание «упражнения в посте и молитве». В подробности других, физических и физиологических причин он не входит, ибо совершенно очевидно, что все эти вопросы должны решаться в духе любви и согласия. 

Церковные правила несколько конкретизируют эти причины, указывая, в частности, на беременность, кормление молоком младенца, «особые дни» женщины и т.д.  Однако из общего смысла слов апостола в 1 Кор. 7:1-9 никакого произвольного и уж тем более в виде «наказания», отлучения супруга от тела не должно быть, чтобы «отлученной стороне» не пришлось для удовлетворения потребности прибегать к разного рода извращениям или даже изменам. Конечно же, более страстный супруг тоже должен стараться как-то умерять свою избыточную страстность, чтобы его чрезмерные притязания не ложились невыносимой тяжестью на супруга. Причем особенно тяжело эти вопросы разрешаются, когда избыточным либидо обладает жена.

Но – опять же – все должно решаться в духе любви, о чем постоянно говорит апостол, отмечая, что не дает тут никаких «повелений», кроме одного – не разводиться, не оставлять супругов. А если все-таки брак распадется, то оставаться безбрачными. Причем он уточняет, что это не его повеление, а Господа.

Если же любовь супругами была утеряна, то любые «повеления» или «позволения» вряд ли помогут.

Речь здесь идет о взаимоотношениях в семье в целом. Их можно и нужно обсуждать на исповеди со священником, который хорошо, в деталях, знает вашу ситуацию.