Как Церковь относится к "православным" украшениям?

Отвечает протоиерей Вячеслав Куликов, клирик храма Великомученика Димитрия Солунского (в Москве).

Мария Захарова
Куликов Вячеслав, протоиерей

В редакцию медиаресурса «Святые online» поступили следующие вопросы:

1.     Как Церковь относится к современным православным украшениям, таким как, например, шармы со святыми, подвески, браслеты, кольца? Это все выглядит очень красиво, но я смущаюсь носить лик святого на запястье. Екатерина.

2.     Ребенку на Крещение купили неудачный крестик: острые края царапались, малыш плакал и отказывался его надевать. Сейчас я купила новый крестик, аккуратный, с закругленными краями, а сестра увидела и отругала меня, говорит, что плохо менять крестики. Понимаю, что это суеверие, но объясните, пожалуйста, есть ли какие-то ограничения, связанные с нательным крестом. Спасибо. Ирина.

Без имени-2.jpg

Протоиерей Вячеслав Куликов:

В первом вопросе важно иметь в виду, каков основной мотив приобретения «православного украшения». Если человек желает носить именно украшение с изображением креста или образом святого, то это граничит с кощунством. И совершенно иное дело, если в первую очередь человек хочет постоянно иметь при себе крестик или иконку, то, конечно же, нет ничего плохого в том, если они будут иметь изящное оформление.

Тут уместно напомнить, что изначально кресты надевались на христиан их палачами как знак позора. Позорной была и казнь на Кресте Иисуса Христа. Таким образом, само ношение крестика символизирует готовность человека принять за свою веру такую же смерть. 

С точки зрения православного «дресс-кода» само место ношения крестика (который и называется «нательный») должно  быть скрыто под одеждой, и в этом смысле его значимость именно как украшения вообще теряет смысл.

В некоторых недружественных к христианам странах есть традиция делать на запястьях татуировки креста (или носить браслетик) вместо ношения крестика на груди. Это вполне уместная традиция, вызванная необходимостью лишний раз не раздражать окружающих людей и власти.

11-1.jpg

По поводу второго вопроса. Конечно, можно заменить, при необходимости, один крестик на другой, ибо он является символом победы Христа над смертью и сила его заключена именно в этом, а не в его материале или форме.

Главное в этом вопросе, как, впрочем, и во всех остальных, избегать фарисейства и лицемерия, делая все напоказ и из тщеславия.




Ольга

20.11.2022 11:02:2022

Спасибо, Анна, прекрасная история.

Анна

19.11.2022 01:37:2022

вот в тему: 1990 год, мне 15 лет: крашеная чёлка и серьга-крест. Молоденькая учительница математики строго объяснила, что крест может быть нательным, это святыня и он не для ношения в ухе. Я не сразу побежала его снимать, но задумалась. Примерно через год проколола второе ухо и стала носить изящные серебряные серьги. А главное - приняла Святое Крещение и надела крестильный крестик на шею! Перед Крещением я сняла серьги около купели и забыла их там. Позже вспомнила, вернулась и застала там крестившего меня батюшку. Он почему-то решил подписать мне открытку с Владимирской иконой Богородицы: «Дорогой во Христе Анечке на добрую жизнь во Христе». Во всём этом я чувствую Любовь Божию и огромную благодарность!