Муж не работает. Сколько это терпеть?

На такой вопрос просит ответить наша читательница Марина, которая прислала в редакцию письмо.

«Здравствуйте, в браке я уже 10 лет, брак венчаный (родители), есть дочка 5 лет. Поженились мы ещё студентами, а сейчас оказалось, что у нас совсем нет общих интересов, мы совершенно по-разному смотрим на жизнь. Работать муж не хочет, устраивается на 2-3 месяца и уходит, дома сидит за компьютером, играет или смотрит сериалы, говорит: «Ну ты же зарабатываешь, нам хватает». 

Попытка дать ему возможность "стать мужчиной" и содержать семью с треском провалилась, когда я ушла в декрет. Он по-прежнему ничего не хотел делать и не работал. Мне пришлось выйти на работу, когда дочке было 4 месяца, нам просто нечего было есть. При этом он и по дому, и с ребенком мне совсем не помогает, и морально не поддерживает никак. Я хожу в храм, причащаюсь, заказываю молебны святой Ксении, прошу дать мне сил и терпения. 

Батюшка, к которому я хожу на исповедь (муж в храм не ходит) посоветовал смириться и молиться. Но стало только хуже. Моё смирение муж воспринимает как слабость и разрешение ему делать то, что он хочет. Он уже, не стесняясь, унижает меня, говоря, что я дура, что так много работаю, а он вот молодец, без напряга живёт в свое удовольствие. Кричит, скандалит по любому поводу. 

Может, уйти и не ночевать дома несколько дней и не отвечать на звонки? Я просто не понимаю, как жить дальше, мне кажется, ещё немного и я просто сойду с ума. Я не понимаю, где проходит та граница терпения, сколько можно жить с таким человеком?» 

Мария Захарова
Куликов Вячеслав, протоиерей

Отвечает протоиерей Вячеслав Куликов: 

Сразу скажу, что заочно и без выслушивания второй стороны такие вопросы не решаются. Могу лишь порассуждать на эту тему.

Граница терпения проходит там, где вы ее сами проложите. 

Однако если вы опасаетесь за свое психическое состояние, но при этом желаете сохранить брак, то вам стоит попробовать попытаться мужа повоспитывать, например, создать ему некий бытовой дискомфорт в полном соответствии с апостольской нормой: кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Сол. 3:10). В крайнем случае, если принятые меры не окажут воздействия, прибегнуть к угрозе развода или даже фиктивному разводу, и если он образумится и попросится обратно – простить и принять. 

Однако без серьезного совета с духовником к таким жестким мерам лучше не прибегать. Нужно постоянно помнить, что наши попытки избегнуть тяготящих нас проблем могут привести к проблемам еще более тяжелым.

Что касается формальной причины для развода, то, по словам Господа, она только одна – супружеская измена. Причем и тут развод не является обязательным, при этом лишь освобождается от вины расторжения брака (если это расторжение произойдет) страдающая сторона.

В настоящее время, снисходя к немощи человеческой, в «Социальной концепции РПЦ» указаны еще несколько возможных поводов к расторжению брака. Среди них указано «отпадение от православия одного из супругов». Если все-таки ваше терпение иссякнет, и вы примете решение расстаться с мужем, то это могло бы послужить для вас неким оправданием, но лишь формально, а не по совести. Вы ведь сами сказали, что венчались «по настоянию родителей», и, судя по всему, это решение не было следствием вашей твердой веры. Поэтому никакого «отпадения» ваш супруг не совершил, ибо, похоже, он и не имел веры, а вы, зная это, были готовы за него выйти замуж.

Других подходящих к вашему случаю поводов для развода «Социальная концепция» не предусматривает.

Но самое главное – человек, у которого вы спрашиваете совета, обязательно должен выслушать и другую сторону, иначе его мнение рискует быть далеким от объективности. Поэтому прошу расценивать мои слова не как конкретный совет вам, а как размышления на тему обозначенной вами проблемы.

В заключение приведу слова из «Домостроя»: «Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь. <…> Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится – добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его: хорошая жена – благая награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди. <...> За жену хорошую мужу хвала и честь».