Письмо в редакцию: «Я задыхаюсь от горя и несправедливости этого мира»

В редакцию медиаресурса «Святые online» поступило письмо, на которое мы попросили ответить протоиерея Вячеслава Куликова.

«В православии есть такой подход – «сам виноват». Проблемы в семье? – У вас, наверно, брак невенчаный. Нет детей? – Аборты, наверно, делала по молодости. Умер ребенок? – Все вышеперечисленное плюс «а он у вас, наверно, некрещеный был, вы мало молитесь и в церковь не ходите». И это говорят не просто люди, считающие себя православными, но даже священники (вспомним хотя бы, что сказал священник Марии Тучковой про то, что у нее умерли и муж, и сын).

А что если и брак венчаный, и семья самая простая, никого не обижали, чужого не брали, и мать ослепла уже от постоянного чтения молитв и Псалтири, и в храм все ходят, и причащаются, а в семье горе за горем. Опять не то? А рядом блудница довольно потирает руки над незаконно приобретенной квартирой, подлец идет по головам на работе, сметая всех на пути, убийца и вор спокойно живут и радуются жизни. И дети у них живы-здоровы, и сами они в полном порядке. И тут же ты слышишь: «А, ну это Бог тебя так любит и посылает испытания». Так все-таки как оно? Мне плохо потому, что я больше всех грешил (конечно, грешил, но, наверно, не больше всех на свете), или Бог так сильно меня любит, что скоро, наверно, я сам пойду сдаваться в дом для душевнобольных, потому что просто нет сил… Я не могу, просто не могу больше хоронить родных и любимых. Вы, наверно, сейчас возразите, что это по земным меркам все плохо, а вот там… Но живу-то я здесь и сейчас, и мне так больно в душе, что я просто задыхаюсь от горя и от несправедливости этого мира. И я не нахожу ни одного слова больше, чтобы как-то это оправдать или утешить себя и моих близких».

Мария Захарова
Протоиерей Вячеслав Куликов

Отвечает протоиерей Вячеслав Куликов:

– Своим вопросом вы затронули одну из наиболее глубоких и значительных проблем богословия. Можно предложить два ответа на этот вопрос.

1. Краткий.

Зло – это злоупотребление человеком свободной волей. В неразумной природе зла нет. 

Это зло Бог (а ведь именно Ему мы адресуем «претензии» о существовании зла в мире) может легко пресечь, лишив человека свободной воли, но тогда человек, по сути, перестанет быть человеком, а превратится в животное или человекообразный робот: не будет человека – не будет зла. Однако, я думаю, в обществе таких «людей» вам вряд ли бы захотелось жить и самому быть таким «человеком».

2. Развернутый.

На эту тему написано множество книг, начиная еще с находящейся в Библии Книги Иова и заканчивая монографиями философов и богословов XX века. Если вы действительно хотите глубоко разобраться в этом вопросе, то вам необходимо изучить основные публикации на тему «теодицея». Этот термин, означающий «оправдание Бога», ввел в оборот Лейбниц в своей книге «Опыт теодицеи о благости Божией, свободе человека и первопричине зла» в 1710 году. Однако сразу хочу предупредить, что даже после глубокого, но теоретического разбора этого вопроса у вас, скорее всего, останется сознание некой неполноты раскрытия и незаконченности темы. Это тем более верно, что еще в начале XX века математик Гедель доказал теорему, из которой следует, что неполнота человеческой логики является ее неотъемлемым свойством самой по себе, вне зависимости от того, какой вопрос рассматривается. Полноту можно обрести только практически пережив глубину падения в отчаяние, претерпевая несправедливость и озлобление с последующим осознанием Божией правоты. Однако люди, пережившие это, подобно библейскому Иову, не могут словесно исчерпывающе выразить то, что они осознали, ибо это касается самых глубин Промысла Божьего. В этом я убедился лично, разговаривая с одним таким человеком.

О невозможности человеку до конца постичь пути Промысла Божия говорится еще у порока Исайи (от лица самого Бога): «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь.  Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8-9).

Конкретно же ответить на вопрос, почему именно с этим человеком происходит именно то, что происходит, может только Сам Господь или человек, которому Он откроет тайны Своего промысла. Своим разумом человеку проникнуть до конца в эти тайны невозможно. Факт же добровольного претерпевания мук и крестной смерти за грехи мира Господом нашим Иисусом Христом делает весьма нравственно уязвимой нашу позицию возложения на Него ответственности за существование зла. 

Начните изучение этого вопроса хотя бы с прочтения Книги Иова и разбора ее в книге «Искушение и победа Святого Иова» Ф.Н. Козырева.