«Я очень беспокойная». Как перестать тревожиться напрасно?

В редакцию медиаресурса «Святые online» пришло письмо нашей читательницы Елены, которая, понимая свою повышенную тревожность, просит помочь определить разумные границы собственной ответственности за события (в том числе происходящие с ее детьми) и воли Божией, Его промысла, которые от нас не зависят.

Отвечает протоиерей Вячеслав Куликов.

Ниже приводим письмо Елены.

«Здравствуйте, я очень беспокойная, вернее так: ОЧЕНЬ БЕСПОКОЙНАЯ. Я выросла в семье с тревожными мамой и бабушкой и думала, что сама-то точно буду другой. В итоге я боюсь еще больше, чем они. Это доходит до абсурда. Я подвожу дочь до школы и прошу ее писать, когда она зайдет в помещение. Когда она идет гулять, я прошу, чтобы она постоянно сообщала, что с ней все хорошо.

Я смотрю на чужих детей, которых спокойно отпускают гулять, которые сами ходят в школу, и в моей голове рождаются тысячи страшилок (что машина остановится, ребенка в нее засунут и увезут и т.д. и т.п.).

Умом я понимаю, что это неправильно. Более того, я человек верующий, хожу в храм, причащаюсь, читаю молитвы о детях, но это не помогает. Я не понимаю, где заканчивается моя ответственность и начинается вера и промысел Божий. Оставить одного двухлетку однозначно безответственно, а как быть с более взрослыми детьми? Ведь столько всего происходит…

Если полностью положиться на волю Божию, то можно вообще ничего не делать, просто закрыть на все глаза, и будь что будет. Где эта разумная граница?

А, может, мне просто надо к врачу, и это уже психическое расстройство? Или все страхи от недостатка веры? Боятся ли чего-то, например, священники или монахи? Может быть, ваши читатели поделятся своими историями, я ведь не одна такая?»

Мария Захарова
Протоиерей Вячеслав Куликов

На письмо Елены отвечает протоиерей Вячеслав Куликов

Вы правильно отметили, что ваша проблема имеет два аспекта: как чисто духовный, так и психолого-медицинский. 

Говорить «на всё воля Божия» можно как в обыденно-бытовом смысле (мол, от меня вообще ничего не зависит), так и в строго богословском. И вот тут нужно разделять собственно «волю Божию», то есть то, что Богу желательно, и «попущение Божие», когда Он дозволяет произойти некоему событию, хотя Ему это и нежелательно.

Если мы совершаем нечто неугодное Богу, но Им попускаемое, то мы несём полную ответственность за результаты такой деятельности. В первою очередь, Ему неугодно, чтобы мы совершали безнравственные поступки, состоящие в нарушении Его заповедей. Поэтому в своей, в том числе и повседневной деятельности мы должны руководствоваться заповедями, совестью и нравственным законом. Если нам поручено (или мы сами взяли на себя) некое дело, то мы должны выполнять его тщательно и ответственно. Например, как в Вашем случае, это может быть рождение и воспитание детей.

В этом деле самым важным и сложным вопросом является соблюдение баланса между уровнем нашей опеки ребёнка и степенью предоставляемой ему свободы в его действиях.

Свобода должна предоставляться по мере осознания им ответственности за его дела, освоения умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни, способности соблюдать, так сказать, «технику безопасности» жизни в быту, на улице и в обществе.

Нужно понимать, что мы никогда не сможем уберечь ребёнка от всех грозящих ему опасностей, но можем помочь ему научиться их избегать и реагировать на сложные жизненные обстоятельства. Естественно, для каждого возраста опасности будут разные. Малыша, например, нужно научить правильно падать и самому вставать, в более старшем возрасте - научить переходить дорогу и т.д.

Можно почитать психолого-педагогическую литературу, чтобы узнать к какому возрасту какими навыками должен обладать ребёнок, постараться помочь ему их освоить. Однако нужно понимать, что в книгах приводятся некие усреднённые данные, в любом случае необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Самое же главное, мы должны научить детей поступать по совести и по заповедям Божиим.

Если мы все это сделали в меру дарованных нам Богом талантов, то в остальном нужно положиться на волю Божию. Ибо Он любит наших детей не меньше нашего, возможностей сохранить их на всех путях их у Него не в пример больше, чем у нас.

Однако, отпуская детей физически, мы должны постоянно за них молиться с упованием на милость Божию. Помните, что Бог может вмешаться в любую ситуацию во Вселенной, а наши возможности крайне ограничены.

Таким образом, требуется делать всё, от нас зависящее, а в остальном уповать на Бога. И тут очень важно не впасть в гордость и правильно оценить пределы наших возможностей. Рассудительность - это тоже дар Божий, и её тоже нужно просить у Бога. Хотя и наш жизненный опыт играет немалую роль в стяжании рассудительности.

По поводу беспокойства можно лично обратиться к опытному священнику (попросить обстоятельно с Вами побеседовать вне обычной исповеди) и/или к православному психологу или психотерапевту.

Потому что особенность, о которой Вы пишете, не такая уж безобидная. Известно, что гиперопека ребенка рождает у него инфантилизм. Когда у человека отбирают волю, он становится незащищенным существом, подверженным зависимостям, внешним влияниям. Он не способен преодолевать трудности самостоятельно. В частности, гиперопека и наркозависимость, алкогольная и другие зависимости - связанные вещи. 

Поэтому надо себя останавливать в тревогах по принципу оптинских старцев: делай, что должно и будь, что будет, а будет то, что Бог даст.




Вера

14.01.2025 10:57:2025

Здравствуйте. Голова разрывается от тревожных мыслей. Они вытесняют молитвы.