Запрещать ли мужу уделять внимание детям от другого брака, посещать дом бывшей жены?

В редакцию поступил вопрос:

– Добрый день, батюшка. Вопрос мой вот в чем: мы оба пришли к вере поздно, встретили друг друга уже во взрослом возрасте (нам под 40). Хотим пожениться, венчаться. Проблема в том, что я категорически не принимаю того, что муж будет таскаться к детям и бывшей жене с целью «уделить внимание». Я объясняю, что для меня это неприемлемо, это двоеженство какое-то, и для всех хорошим не будешь, а если у нас появятся свои дети, то начнётся от тех ревность, склоки, перетягивание внимания и так далее. На нашу территорию я их пускать не хочу и не хочу, чтобы он туда ходил. Вот ещё прочитала в «Премудрости Соломона»: «Дети, рождаемые от беззаконных сожитий, суть свидетели разврата против родителей при допросе их».

Как мне быть? Права ли я в понимании православного брака? Настаивать ли мне на своем?

Мария Захарова
Протоиерей Вячеслав Куликов

Отвечает протоиерей Вячеслав Куликов:

– Начнем с того, что Церковь признает любой брак, в том числе и заключенный в государственных органах регистрации, если хотя бы один из супругов либо не крещен, либо не воцерковлен. Поэтому нельзя брак, заключенный до обращения к вере, считать беззаконным блудным сожительством. А вот если оба супруга являются верующими православными, то они должны обвенчаться по православному чину.

Ну, а теперь по существу вопроса.

Почитайте Евангелие от Марка 9 гл. со 2 по 12 стих.

Там, в частности, есть такие слова Христа: «Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее». «От нее» – имеется в виду от первой жены.

Таким образом, второй и далее браки, по словам Христа, по сути являются грехом прелюбодеяния. Поэтому приведенные вами слова Соломона нужно рассматривать именно под таким углом зрения.

Однако во избежание большего греха как тогда Моисей, так теперь и Православная Церковь допускает второй брак как некое послабление отступления от нормы. В очах Божиих такой человек становится двоеженцем, причем именно первая жена имеет, в некотором смысле, более законный статус (если она мужу до развода не изменяла), чем вторая. Вот из этого вы и должны исходить, а именно, что как минимум по отношению к детям у отца все его обязанности по содержанию и воспитанию остаются в силе и новая жена не имеет никакого права его как-то ограничивать в исполнении этих обязанностей. Естественно, он имеет право общаться со своей бывшей женой и даже поддерживать с ней вполне дружеские отношения (за исключением интимных). Я прекрасно понимаю, что вас это не может радовать, но по Божьему замыслу таких ситуаций, как второй брак, вообще не должно быть. И раз уж люди на это идут, то они должны понимать, что соединяют свои судьбы со всем тем грузом, который они успели набрать в жизни до этого момента. 

Однако нужно иметь в виду, что любовь имеет великую силу превозмогать все жизненные тяготы.

Тут необходимо еще раз отметить, что брак, заключенный до крещения или воцерковления, не является незаконным и, в частности, апостол Павел запрещает оставлять супруга после обращения к вере, несмотря на то, что брак был заключен не по церковным правилам.

1‑е Послание к Коринфянам (1 Кор. 7:10-18):

«А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей.

Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы».

И еще хотелось бы сделать одно замечание, что «православным» брак делает не заключение его по православному чину, а жизнь супругов в любви и согласии, в готовности «тяготы друг друга носить», в умении смолчать, когда очень хочется обличить или оскорбить, в способности простить без злопамятства и т.д.