4 августа 1864 года родился князь Сергей Николаевич Трубецкой, русский религиозный философ и публицист, давший философское обоснование православной догматики, первый выборный ректор Московского университета.
2 сентября 1905 года студенты встретили нового ректора с ликованием. Дело в том, что Трубецкой добился восстановления автономии университетов, которая была подтверждена университетскими уставами 1804 и 1864 годов, но отменена указом Александра III в 1884 году.
Правда, ректором князь Трубецкой был всего лишь 27 дней – он скончался от инсульта. В последний путь к кладбищу Донского монастыря его провожали 10 тысяч человек. Чем же заслужил такое уважение представитель одного из древнейших дворянских родов России?
Отцом будущего философа был известный князь Николай Трубецкой, кроме Сергея в семье воспитывались еще 9 детей. Философией Сергей увлекался ещё с 4-го класса гимназии. В 16 лет пережил период увлечения англо-французским позитивизмом; в 7-м классе читал все 4 тома «Истории новой философии» Куно Фишера. Поворот к религиозной философии произошёл в нем под влиянием чтения брошюр Алексея Хомякова. А в студенческие годы он познакомился с произведениями Владимира Соловьёва. Они познакомились и были друзьями.
Сергей Трубецкой, как и многие другие философы, жившие в его время, создавал свою собственную концепцию понимания мира, которую изложил в нескольких трудах. Это «Учение о Логосе и его истории» (его докторская диссертация), «О природе человеческого сознания», «Основания идеализма» и «Вера в бессмертие» и других. Девизом Сергея Трубецкого-философа было: «Я верю в силу разумного человеческого слова».
Понятие Логоса связано с греческой философией, в которой оно возникло, и с греческим богословием, в котором оно утвердилось. Христос – живой смысл мира, его Логос или Слово. Поскольку во Христе осуществилась Истина и благодать, предвечная благая мысль о Боге и человеке, Он определяется как сама эта Мысль, истинный разум или Божественный Логос.
Сергей Трубецкой жил в эпоху подъема русской общественной мысли, когда философия понималась как способ осознания русской культурно-исторической основы. Трубецкой предложил синтез богословия и философии как новой метафизики.
Кроме перечисленных выше объемистых трудов, он писал много статей по самым острым вопросам. По его глубокому убеждению, политика вне морали, вне веры в Бога превращается в преступление. И если возникают острые социальные и политические проблемы, они должны решаться мирными средствами.
Сергей Трубецкой видел огромную и антихристианскую опасность нарастания культа ненависти и насилия, кульминацией которого стал 1917 год. И поэтому пророчески звучали его слова: «Лучшие люди становятся лишними, героями дня являются сегодняшние изгои, завтрашние мстители и разрушители. Разрушение и ненависть делаются лозунгом, – ненависть, быть может и родившаяся из возвышенного святого гнева, но столь легко вырождающаяся в стихийную злобу там, где любовь перестает питать и согревать ее».
Александр Трушин
12.09.2024