Алексей Свиридов: «Конфликт – душа драматургии»

Продолжаем публикации серии мастер-классов режиссера и актера Алексея Свиридова по основам драматургии в кино.

Часть III

Алексей Свиридов, 1977 г.р., выпускник РАТИ-ГИТИС (мастерская Е.Ю. Стеблова) – актер, режиссер, педагог, руководитель центра культуры и киноискусства «Apostol Films», лауреат многих отечественных и международных конкурсов и кинофестивалей (в частности, его фильм «Сикера» стал победителем Берлинского фестиваля в номинации «Best drama»), в качестве актера театра и кино сыграл более чем в 40 фильмах и 30 спектаклях.


Образовательный курс Алексея Свиридова по основам драматургии записан в 2022 году в рамках программы духовно-нравственного воспитания «Лествица добродетелей» в Православной школе им. Преподобного Сергия в усадьбе Свиблово (Москва). Видеозанятия будут интересны журналистам, блогерам, сценаристам, режиссерам, педагогам – всем тем, кто снимает, монтирует, создает фильмы и рекламные ролики, экранизирует притчи, занимается киновоспитанием своих и вверенных ему детей.

По мнению Алексея Свиридова, прежде чем создавать сценарий, необходимо определиться с его темой (например, Великая Отечественная война). А также идеей – что нового я хочу сказать своим фильмом или видео (например, «война глазами детей», «героизм и предательство», «женщины на войне»)? Необходимо осознавать – почему именно эта тема сегодня актуальна? 

Далее следует обратиться к детализации замысла – какие будут использованы монтажные приемы, декорация, графика? Определиться с мизансценами – что и как будет делать в кадре актер?

Действия и образы на экране – это главное. О герое зритель судит не по словам, а по его поступкам.

Этот универсальный принцип киноискусства имеет первоисточником слова апостола Иакова «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26).

По драматургическим законам полезно проанализировать и свою собственную жизнь, замечает Алексей Свиридов, просмотрев крупные события, к которым привели те или иные наши отдельные поступки.

Евангелие – образец драматургии, повествование, содержащее мощнейшие конфликты. Именно на конфликтах-препятствиях (я хочу – но не могу) держится сюжет сценария.

Конфликт – это душа драматургии.

Хороший сценарий фильма, по словам Алексея Свиридова, не будет длинным, он, как правило, умещается на одной тетрадной страничке. Основные вехи сценария: парадокс-завязка – конфликт – развязка.

Цель парадокса – увлечь зрителя, предложив ему что-то нестандартное – мысль или место действия. Например, маленький мальчик выходит из храма на паперть и говорит отцу: «Сколько раз просил я тебя этого не делать?» (через несколько секунд выясняется, что мужчина – пьющий).

Завязка и развязка фильма обычно «рифмуются»: фильм заканчивается похожим (но не идентичным) на начало фрагментом – по форме или содержанию.

Не очень интересный диалог можно оживить, поместив героев в необычные обстоятельства: например, два мальчика взбираются на крышу, чтобы достать кошку, и разговаривают.

Запрещенная мизансцена – человек сидит на диване, а за ним – серая стена…

В кино почти все жанры хороши, кроме скучного…