Антон Чехов. Певец прогресса и «страсти нежной»

che.jpg

29 января

В этот день 1860 года в Таганроге, в семье купца третьей гильдии, бывшего крепостного Павла Егоровича Чехова, родился сын – Антон Павлович Чехов. Обстановка в доме была строгой: детям не позволяли бездельничать. Ежедневно в пять часов утра братья пели в церковном хоре, а после школы помогали отцу в бакалейной лавке. Все дети должны были изучать ремесло: Антон, например, познавал профессию портного. «У меня и братьев детство было страданием», – писал впоследствии Чехов.

Учиться будущий писатель начал в 1868 году в таганрогской гимназии. Там он взял литературный псевдоним Чехонте, по прозвищу, которое дал ему один из учителей. В 13 лет Чехов впервые побывал в театре, где шла оперетта французского композитора Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». Именно тогда Чехов полюбил сцену и литературу.

Литературное наследство Чехова состоит из нескольких драм и множества рассказов, «коротких» произведений, в которых писатель тоже словно торопился поведать читателям всё, что он думал о России своего времени.

Чехов был представителем той части интеллигенции, которая полагала, что жить так, как жила Россия конца XIX века, нельзя и что нужно верить в какую-то иную жизнь, светлую и красивую. Чехов – апологет прогресса, часто вспоминает Дарвина. «Читаю Дарвина, – пишет он в записной книжке, – какая роскошь! Я его ужасно уважаю и люблю».

Чехову долго казалось, что потребность в Боге «достойна раба или варвара», в излюбленной писательской теме – любви – Чехов, следуя за современниками, был против сдерживающих пут церковного брака.

Каков же главный конфликт человеческой жизни? «Не дьявол с Богом борется в сердцах людей, как утверждал Достоевский; не классовые противоречия раздирают общество, как утверждали социалисты-марксисты; а противоречия между дикостью, невежеством животного начала человека и его сознательной деятельности по окультуриванию определяет суть современности», – пишет о Чехове Н.А. Лобастов.

И в этом Чехов был близок к Станиславскому и Немировичу-Данченко, создававшим свой художественный театр. И, наверное, им не удалось бы это сделать, если бы не Чехов. Пьесы Чехова – «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» стали театральной классикой. Их ставят во всем мире. Потому что в них отражена жизнь людей и их извечное стремление к счастью.

Правда, на тревожный вопрос времени: «Что же делать?» – Чехов не имел ответа. Он верил только, что земля превратится в цветущий сад, и страстно ждал этого превращения, но, когда оно произойдёт и кто будет садовником, который взрастит этот сад, он не знал.