Сегодня, 31 декабря 2022 года, в Москве прощаются с композитором Эдуардом Николаевичем Артемьевым. Раб Божий Алексий призван Господом в вечность. О ней всегда и напоминала его практически каждому из нас знакомая музыка. Он из тех, чьи произведения знает каждый, даже при том, что сам автор в силу своей поистине христианской кротости старался оставаться в тени.
И вместе с тем это один из самых выдающихся русских композиторов современности. Он работал с такими режиссёрами, как Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Никита Михалков. Написал всеми любимую музыку к фильмам «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Сибирский цирюльник», «Утомлённые солнцем» и т.д. – его саундтреки звучат в более чем 200 популярнейших картинах. Он из тех, чьи произведения знают почти все, а вот самого автора на публике увидеть можно было редко.
Никита Михалков так рассказывает о друге: «В Экклезиасте сказано, что уста говорят от избытка сердца. А иногда бывает так, что от избытка сердца лучше молчать. Собственно, это то, что я испытываю сейчас, потому что ушел гениальный композитор и очень близкий друг. Не хочу мельчить горе словом, просто хочу, чтобы все понимали, что ушел действительно великий, гениальный русский композитор и потрясающий человек, никогда ни про кого не сказавший ни одного дурного слова. Царствие Небесное… Мы дружили практически 50 лет или больше. И кроме его величайшего таланта меня всегда поражала его доброжелательность.
Я никогда не слышал, чтобы он про кого-то сказал хоть одно дурное слово. Он не был заточен на негатив в принципе. Он предпочитал с самого начала видеть замечательное.
Это настоящий православный художник, замечательный во всех отношениях. Великий, гениальный русский композитор! Все, к чему прикасался Артемьев, становилось великим произведением».
Одной из последних и очень важных работ Эдуарда Николаевича стал «Реквием». И его «Реквием» стал шедевральным, причем в конец композитор поместил вместо следуемого по жанру плача – жизнеутверждающие аккорды. Он вообще всегда старался своим творчеством вдохновлять людей, часто повторял: «Мы рождены не для смерти, а для вечности».
А как-то рассказал о чуде, которое произошло с ним на святом острове Валаам. Тогда еще советская власть пыталась прессовать Церковь. Он оказался там просто в составе ознакомительной экскурсии и так, гуляя, вдруг забрел в изменившееся пространство и внезапно услышал голос миллионного хора поразительной красоты. Даже профессиональному музыканту было сложно определить: что это за тембр у солиста. Ни мужской, ни женский – вышеестественный какой-то!
«Это звучало так, словно вся Вселенная пела, – делился потом. – От такой мощи меня пригнуло к земле. Я никогда не слышал таких голосов».
На следующее утро в гостинице умер армянский художник, который был с Эдуардом Николаевичем тогда на острове. «Видимо, он был хороший человек, раз его отпевали небесные монахи», – сказал композитор.
Верим, что и ныне – в день отпевания раба Божия Алексия в храме Большое Вознесение у Никитских ворот – Силы Небесные, унося в вечность душу, подпоют тому, кто вносил в этот бушующий мир столько красоты и гармонии.
18.04.2024