Федор Шаляпин. «Настоящее искусство возвышает человека»

13 февраля

150 лет назад, в 1873-м году родился великий русский певец Федор Шаляпин.

Федор Шаляпин.jpg

«Очи черные», «Вдоль по Питерской», «Дубинушка», «Песня о блохе», «Из-за острова на стрежень»…И еще десятки русских песен. В песне – душа народа. Если бы Шаляпин их не спел и не записал бы на граммофонных пластинках, о них бы забыли. И мы не знали бы, что такое русская душа. И мы не знали бы, в чем сила искусства, если бы не слышали в его исполнении арию Сусанина «Чуют правду…», арию Бориса Годунова «Достиг я высшей власти», куплеты Мефистофеля «На земле весь род людской…» (после этой партии Шаляпин соборовался и причащался – образ его преследовал), арию Мельника «Ох, то-то все вы девки молодые» из «Русалки». 

Он был они из первых певцов, обратившихся к грамзаписи. И даже снимался в коротких фильмах (сейчас сказали бы – видеоклипах), когда появилось звуковое кино. И был первым народным артистом республики – это звание ему присвоили в 1918 году. Правда, потом, когда он остался за границей, отобрали. 

Мальчик из бедной крестьянской семьи покорил все главные оперные сцены мира – от Большого в Москве до Ла Скала в Милане и Метрополитен в Америке. В детстве учился в приходском училище, потом в ремесленном, осваивал мастерство сапожника, токаря, столяра, переплетчика. И пел в церковном хоре – у него был прекрасный дискант. И мечтал об оперной сцене с тех пор, как в 10 лет побывал в театре в Казани.

В 15 лет, когда у Шаляпина ломался голос, пробовался хористом в оперный театр. Вместе с ним поступал и Алексей Пешков, будущий Горький. Его взяли, а Шаляпина нет. Будущий писатель недолго там задержался, а Шаляпин начал выходить на сцену в разных частных театрах, которые гастролировали по губернским и уездным городам. Пока еще «без звука». Но после непродолжительных занятий с вокальным педагогом Дмитрием Усатовым (тот был наследником итальянской школы пения Франческо Ламперти) Шаляпин вдруг запел. Да так, что ему сразу стали давать сольные партии. И уже в 1895-м году был принят в состав Мариинского театра.

Как у всякого талантливого человека в искусстве, у Шаляпина было много тайн. Из них, наверное, самая важная – как пел Шаляпин. Это явно не было классическим итальянским оперным пением, которое сложилось в XIX веке (belcanto). И это не было «концертом в костюмах», каким была опера еще раньше. 

Шаляпин перевернул все традиции: он вложил в пение душу. А душа голоса – это человеческая интонация. «Не звук, а смысл звука на первом месте. А смысл – в правильности интонации, слова и фразы. В этом вся сила пения». Так говорил сам Шаляпин. 

Это главное содержание музыки, которое понятно всем людям, где бы они ни жили. Повторить Шаляпина невозможно. Но многие лучшие певцы современности поют именно «душой», которая у каждого человека неповторима.

Шаляпинская интонация, к счастью, сохранилась в его записях. И мы слышим, чувствуем в ней жизненную, душевную правду, которую он хотел до нас донести. Как и свое понимание искусства, которое, по словам артиста, должно возвышать человека.