19 июня
В этот день в 1915 году скончался выдающийся русский композитор Сергей Танеев.
Это был уникальный человек. Композитор и музыкальный педагог, философ, ученый. В каждой деятельности, которой он занимался, достигал высочайших вершин. Если у него были ученики – то становились выдающимися пианистами и композиторами: Рахманинов, Зилоти, Скрябин, Метнер, Кастальский… Мировоззрение его склонялось в отечественной философии XIX – начала XX веков к формированию национального самосознания, к русскому религиозному идеализму. И все это, разумеется, отражалось в его музыкальном творчестве.
Сергей Танеев родился в 1856 году во Владимире, в старинной дворянской семье, родословная которой восходит к XVI веку. Отец композитора был человеком хорошо образованным, поэтом и писателем. Мать – из провинциальной дворянской семьи. Так как отец будущего композитора не только музицировал, но и оставил после себя музыкальные произведения – романсы, полонезы, мазурки и так далее, естественно, что он заботился и о музыкальном образовании своих сыновей. Но надежды отца не исполнились ни на старшем сыне – Владимире, ни на среднем сыне – Павле. С пяти лет Сережу Танеева стали обучать игре на фортепиано, чтению и письму на русском, французском и немецком языках, а также арифметике. С детских лет обращали внимание на несвойственную возрасту серьезность, сознательность и самостоятельность. Посещавшие дом Танеевых музыканты не скрывали удивления его талантливостью.
В 1866 году Сергей Танеев поступил в только что открывшуюся Московскую консерваторию. И конечно, сразу обратил на себя внимание и первого директора, пианиста Николая Рубинштейна, и преподавателя композиции Петра Чайковского. Музыкальное развитие Сергея шло очень быстро. Рассказывают, что уже в ноябре 1867 года он выступил на публичном консерваторском вечере с исполнением первой части фортепианной сонаты ля минор Моцарта. Это было его первое публичное выступление. Присутствовавшие в зале профессора и преподаватели наградили его рукоплесканиями. Но, не понимая их значения и сочтя их за выражение неодобрения, Танеев, ко всеобщему изумлению присутствующих, расплакался. После этого события Танеев приучил себя с полнейшим хладнокровием принимать похвалы, выпадавшие на его долю.
Он написал за свою жизнь множество произведений: оперу «Орестея», четыре симфонии, ансамблевые сочинения, концерты для солирующих инструментов с оркестром, хоры на стихи русских и зарубежных поэтов…
Но, наверное, в наибольшей степени талант Танеева проявился в сфере духовной музыки. Правда, эти сочинения в советское время совершенно ушли и из церковного обихода (оставалось очень мало храмов, хоров и регентов), и, тем более, из концертной жизни. А между тем у Танеева был собственный взгляд на влияние церковных мелодий на развитие всей русской музыки. Он писал в письме своему учителю Чайковскому: «Наша музыка, подобно западноевропейской, может дойти до высшей ступени развития и выработать ей принадлежащий в будущем стиль. Выработав этот стиль на основании церковных мелодий, композиторы будут в состоянии писать в нем сочинения свободные, уже не прибегая к церковным мелодиям, подобно тому, как мы это встречаем у композиторов строгого стиля и у немецких авторов. Пока этот стиль не выработался, все свободно написанные сочинения не могут иметь важности, представляя из себя нечто внешнее по отношению к церковной музыке, ничем с нею не связанное».
Чайковский, правда, с этой концепцией не согласился. Говорил, что сочинять, как Джовании Палестрина, сейчас невозможно – эпоха другая. Но заметил, что раз у Танеева есть такая концепция, то пусть он в своих сочинениях ее и реализует.
Танеев собрал и отредактировал 25 сборников религиозных и народных хоров. Написал две духовных кантаты: «Припевы» и «При чтении псалма».
Но, наверное, самое выдающееся его духовное сочинение – кантата «Иоанн Дамаскин». Он посвятил ее своему другу и учителю Николаю Рубинштейну, скончавшемуся в 1881 году. Чайковский, кстати, также откликнулся на смерть друга сочинением «Трио памяти великого художника».
Танеев написал кантату для хора и симфонического оркестра на одноименный текст Алексея Толстого. В тексте описывается житие святого из Дамаска (VIII век) – монаха, богослова, автора церковных песнопений и иконы Божией Матери «Троеручица». В борьбе с ересью Иоанн Дамаскин много претерпел от иконоборцев, но дожил до глубокой старости и прославился как поэт-гимнолог, чьи каноны до сих пор звучат в православном богослужении. В стихотворном тексте Алексея Толстого, воспевавшего жизнь, смерть, любовь, Танеева привлекла идея бесконечности этического начала.
В качестве основного музыкального образа Танеев использовал старинный знаменный распев «Со святыми упокой». Именно он звучит в оркестровом вступлении к кантате. Исполняемый попеременно разными музыкальными инструментами, старинный распев обогащается выразительными подголосками-стонами и постепенно стихает. И в тишине вступает хор, поющий как бы от лица главного героя:
Но вечным сном пока я сплю,
Моя любовь не умирает.
И ею, братья, вас молю,
Да каждый к Господу взывает:
– Господь! Господь! Господь!
И вся кантата – как размышление человека о жизни после смерти. И в этих размышлениях и скорбь об уходе, и страх перед неизвестностью, и надежда на милость и прощение, когда затрубит труба Божия.
Алексадр Трушин
19.01.2025