Кузьма Петров-Водкин об Умилении злых сердец

1476015659_bogomater-umilenie-petrov-vodkin.jpg

5 ноября

В этот день в 1878 году родился Кузьма Петров-Водкин, русский живописец, график, теоретик искусства, драматург, писатель и педагог. Мальчик появился на свет в Хвалынске Саратовской губернии, в семье сапожника, двойную фамилию унаследовал от деда Петра, чье прозвище «Водкин» закрепилось за потомками. Мать – из бывших крепостных, полуграмотная женщина. Но именно она ввела Кузьму в мир народного творчества. И художник писал, что она была «духовно настолько богатой, что я в течение всей жизни находил в ней главного советчика, друга и исповедника».

Обучался Кузьма в Петербургском училище технического рисования, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у самых известных художников того времени. Путешествовал по Италии, изучал живопись Возрождения. Серьезную карьеру начал в 1906 году с создания образа Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке на Петроградской стороне. Петров-Водкин писал много картин, украшал храмы, создавал книги. Не все было принято и понято современниками. Рисовал он и «Красного коня», и «Селедку», и «Смерть комиссара»... Но есть у него и картины другого плана, другой смысловой нагрузки.

Для Петрова-Водкина (как и для многих других его современников) Первая мировая война и революция стали символами общего безумия и началом распада Русского мира. Злоба и ненависть воцарились в обществе. И в 1915 году художник пишет потрясающее по силе воздействия полотно. Он в то время расписывал соборы в Кронштадте и Сумах. И, наверное, под влиянием этих трудов создал полотно «Богоматерь Умиление злых сердец» (таково название художника, в Православной иконографии известен образ Матери Божией «Умягчение злых сердец»). Богородица изображена не канонически. Цвет одежд у нее огненно-алый, как бы пульсирует как сердце, бьет как набат. Ведь и Она в своей земной жизни переживала мучения и страдания от злых людей. И Сын Ее страдал от них. И Его страдания на Кресте изображены на заднем плане. Но взгляд Ее нежен и трепетен. Она - Преблагая Утешительница, своим теплом согревающая холодный мир. И руки Ее, воздетые в молитве, словно просят нас, охваченных злобой и ненавистью: остановитесь, не умножайте страдания Сына Моего и Бога Вашего.