Памятники скульптора Вячеслава Клыкова как вехи нашей русской истории

11-21.jpg

19 октября

В этот день 1939 году родился Вячеслав Клыков, скульптор, создавший памятники русским святым и царям.

Итог жизни скульптора Клыкова вызывает безусловное уважение: он создал более 200 крупных скульптурных произведений. Но дело не в количестве. А в том, что его творения словно живут своей самостоятельной жизнью. Некоторые его монументы даже не всегда стоят там, где их поставили, перемещаются в другие города. Вокруг всех его знаковых скульптур моментально поднимался вал критики, разворачивались ожесточенные дискуссии, а само изваяние меняло, как теперь говорят, локацию или даже первоначальный облик.

Клыков, конечно, создавал памятники не только святым и царям. Например, он – автор памятника полководцу Георгию Жукову в Москве. Монумент был установлен в 1995 году у здания Исторического музея. Но в 2020 его вдруг срезали и поставили на тот же пьедестал копию, причем заметно отличающуюся от оригинала. Главное изменение коснулось правой руки. У Клыкова она была направлена вниз, указывая на находящуюся рядом точку «нулевого километра». И в этом был смысл: вот российская земля, как бы говорит Жуков, которую мы отстояли. А на копии правая рука поднята к козырьку фуражки, словно маршал отдает честь. Кому – непонятно.

О том, что памятнику требуется реставрация, сообщений не было. Правда, критики было много и когда памятник открыли. Предлагали перенести его то на Поклонную гору, то в Калужскую область на родину полководца. Словом, с памятником происходило то же, что и с самим Жуковым – кому-то все неймется и очень хочется стереть память о спасителе страны в тяжелейшие годы Великой Отечественной. Правда, спустя несколько лет оригинал памятника вернули на место.

Есть у памятников Клыкова какая-то труднообъяснимая особенность. Нет, памятники Зураба Церетели тоже критиковали, но как-то все с одной стороны – не нравится, и все тут. С работами Клыкова происходили более серьезные события.

В 1987 году Вячеслав Клыков создал памятник преподобному Сергию Радонежскому. Памятник очень лиричный, задушевный. Похожий по настроению на картину Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». И сразу всем становится ясно, что это прямая цитата, дань уважения к замечательному русскому художнику. Но установка памятника превратилась в политический детектив.

Установка памятника была приурочена к дате Куликовской битвы, на которую святой Сергий благословил Дмитрия Донского – 20 сентября. 18 сентября по пути к Загорску (сейчас Сергиев Посад) монумент арестовали. В буквально смысле: милиционеры остановили машины и приказали ехать к посту ГАИ. В тот вечер в телевизионной программе «Время», которую смотрели все советские люди, прошел сюжет о памятнике преподобному Сергию Радонежскому. Комментатор, предварительно рассказав о попытке «сионистов устроить в Москве провокационное сборище», затем заявил о «намерениях националистических элементов в Прибалтике» тоже чего-то там сотворить, а в Подмосковье «пресечена попытка в обход советских законов установить памятник преподобному Сергию Радонежскому». И все это подряд, «через запятую» – сионисты, националисты, преподобный Сергий Радонежский.

Но ведь памятник был бескорыстным даром скульптора московским властям. От них всего и требовалось – принять его и поблагодарить за великодушие. Ведь ни специальная техника, ни рабочие не потребовались. Всю установку взяли на себя учащиеся местного ПТУ и добровольцы-волонтеры. Они безвозмездно трудились в выходные дни, устраивая холм, на котором должен был стоять памятник. Началось разбирательство в высших эшелонах власти. Только через полгода вышло постановление Совета министров РСФСР, по которому памятник был все же установлен на «законных основаниях».

Как бы ни было, но памятники, созданные Вячеславом Клыковым, стоят. Стоит «Меркурий» у центра международной торговли в Москве. Стоит памятник Константину Батюшкову в Вологде. Памятник протопопу Аввакуму в селе Григорове Нижегородской области. Памятник великой княгине Елизавете Федоровне в Марфо-Мариинской обители. Надгробие на могиле Льва Яшина на Новодевичьем кладбище. Памятник святому Владимиру в Херсонесе. Памятник Василию Шукшину в селе Сростки в Алтайском крае. Памятник Николаю II в Тайнинском…

Они дают нам представление о великих людях России разных эпох. И стоят твердо, невзирая на попытки выкручивать историю то влево, то вправо.