Мастер-класс режиссёра Алексея Свиридова. Часть II. «Перевертыш», или Удиви зрителя

В кино – как и в женщине – должна быть какая-то загадка. Онтологию кинозагадки режиссер Алексей Свиридов разбирает на примере главной героини мультфильма для подростков американской компании Pixar Animation Studios.


…Не очень симпатичная бабушка покупает последнюю пачку печенья в автомате на вокзале. Героиня присаживается на скамейку и собирается перекусить. Рядом с ней на лавочке случайно оказывается подросток-хиппи с наушником – подергиваясь в такт музыке, он неожиданно начинает таскать одно за другим печенье из пачки изумленной бабушки. Когда в обертке остается одно-единственное печенье, молодой человек ломает его и отдает одну часть старушке. Возмущенная бабушка отказывается от «угощения», тем более что ей пора на электричку. Но, сев в поезд, она находит в своей сумке нераспечатанную пачку печенья – оказывается, подросток ел собственное, а свое бабушка по рассеянности убрала в багаж. Поезд трогается. Старушка провожает взглядом оставшегося на перроне молодого человека, но ни сказать, ни сделать уже ничего не может: ее поезд ушел в буквальном и переносном смысле этого слова. 

Христианская добродетель неосуждения показана в мультфильме на примере конкретной жизненной ситуации, действий его героев. Мораль мультика – делай добро, пока твой поезд не ушел.

В целом задача художника, по словам режиссера Алексея Свиридова, состоит в том, чтобы «переиграть», «обмануть» в хорошем смысле этого слова зрителя, предложить ему непредсказуемый финал – «перевертыш». На данном драматургическом приеме построены, в частности, детективы Агаты Кристи. 

Идеальный сценарий включает в себя завязку – парадокс (некое противоречие, которое является пружиной сюжета), его развитие, отрицательную кульминацию и развязку – или «перевертыш» (финальное и неожиданное событие, которое не мог вообразить себе зритель, но в котором заключена мораль всей истории). 

Когда в развязке присутствует «перевертыш», это вызывает эстетическую радость, катарсис, связанный с нравственным возвышением и героя, и зрителя.

«Хороший фильм любит так называемый открытый финал, который предстоит додумать, – уточняет Алексей Свиридов, – наша задача не только вызвать эмоции, но и заставить человека размышлять. Соавторами произведения являются не только те, кто пишет, играет, но также и те, кто его смотрят».