«Первый физиолог мира» И.П. Павлов о цели жизни

26 сентября 

B2.jpgВ этот день родился Иван Петрович Павлов (1849-1936), выдающийся русский ученый-физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, удостоенный в 1904 году Нобелевской премии по медицине. Так была отмечена его работа по физиологии пищеварения. Павлов сумел разделить все физиологические рефлексы на два вида – условные и безусловные. Ученый занимался исследованием психофизиологии типов темпераментов и свойствами нервных систем, которые и обуславливают индивидуальные поведенческие различия. Коллеги называли Ивана Павлова «первым физиологом мира», он носил звание почетного члена 130 научных сообществ и академий.  

Архиепископ Иоанн (Шаховской).png

Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) посвятил памяти И.П. Павлова статью, в которой справедливо указывал: "Как всякий истинный ученый, он, конечно, разделял области естествознания и – веры в Бога. Естественные науки с их эмпирическим опытом – одна законная область, научная. А опыт познания высших ценностей духа и нравственных истин – другая, такая же законная область, религиозная, не могущая противоречить первой... Но бывает, что в эмпирической области исследований у больших ученых открываются глаза и интуиция на мир нравственных, духовных ценностей. И такой выход из эмпирии в область духа и свободы мы видим у Павлова. Он интересно пишет о целевых рефлексах, доказывающих существование в мире некоей общей и последней цели, которую "материя" не могла, конечно, сама вложить в себя". 

Вот слова академика И.П. Павлова из его книги "Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности поведения животных": "Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение. Он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только для того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой. Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели. Тут ясное подтверждение, даже физиологией, религиозного учения о конечной цели, вложенной в творение..." 

Комментируя эти слова, владыка Иоанн (Шаховской) замечает: "Практиков, т. е. людей, видящих в мире только одну внешнюю, утилитарную сторону жизни, он не называет "высокими" людьми. "Высокими" людьми Павлов называет тех, кто главной целью своей жизни (и конечно, всего человечества) ставит добродетели, то есть нравственные, духовные ценности, задачи и свершения".